РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 407 >> Культура
 

А. Паутинычъ
Мировое кино "со смыслом" в городе на Неве

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?4815



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Сентябрь - традиционная для Питера пора международных кинофестивалей. 13 сентября открылся 2-ой Санкт-Петербургский Международный Кинофестиваль, а спустя неделю 23-ий международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов "Послание к Человеку". На фоне низкокачественного киноширпотреба, предлагаемого в кинотеатрах и по телевидению, эти мероприятия позволяют оценить то, что производится в первую очередь не для получения прибыли, выискать среди многочисленного кино "со смыслом" (зачастую понятным только самим авторам) те фильмы, которые наиболее правдиво раскрывают современное общество. Тем более, что большинство наиболее острых кинолент (если они не затрагивают какие-нибудь "пикантные" темы) дальше кинофестивалей, как правило, не уходят. Расскажу о некоторых из них, которые мне показались наиболее знаковыми.

Пожалуй, самой запоминающейся лентой СПМКФ стал фильм молодого сербского режиссёра Бояна Вука Косовчевича "Водоворот", откровенно повествующий о последствиях разрушения некогда единой Югославии. Фильм тяжёлый и жёсткий, но вполне соответствующий уровню пропасти, в которую скатился балканский регион. Фильм через три образа показывает наиболее маргинальные формы падения общества: молодые нацисты, молодые бандиты (будущие капиталисты) - не все ещё из них полностью лишились остатков человечности, но водоворот социальной катастрофы диктует им железный закон капиталистических отношений: "Человек человеку - волк". Исход закономерен. Единственный, кто в этом омуте пытается напомнить о равенстве и человеческом достоинстве, - полусумасшедший для окружающих художник, прошедший балканскую войну. Только ему, пытающемуся вынырнуть из воронки человеконенавистнических идей и отношений, авторы дают надежду на лучший мир. Фильм можно отнести к жанру кап. реализма - через родственные отношения что, как мне кажется, характерно для относительно небольшой, но многонациональной Югославии, автор проецирует трагедию социального расслоения общества.

Примечательно, что на кинофестивале состоялся показ современной северокорейской ленты "Товарищ Ким отправляется в полет". Фильм, снятый в 2012-м году, был удостоен Премии за лучшую режиссуру на МКФ в Пхеньяне. Это первая картина, снятая совместно с представителями западного кинематографа (Бельгии и Великобритании). Впрочем, никаких сенсаций этот факт за собой не несёт - так, английский со-режиссёр Николас Боннер уже работал над несколькими документальными фильмами о КНДР. Сама лента повествует о 28-летней девушке, работающей на шахте в северокорейской деревушке вместе с отцом и бабушкой. Она с самого детства мечтала стать воздушной акробаткой, однако после смерти матери отец убедил ее сосредоточиться на работе в шахте и забыть о своих мечтах. Но героиня решила не сдаваться и доказать всем, что может летать. Добрый и по-хорошему наивный фильм вызывает в памяти знакомые с детства советские производственные комедии, где в центре внимания - целеустремление человека к самосовершенствованию во благо окружающих. Конечно, в фильм вносит свою лепту культурно-географическая специфика фильма и особенности северокорейской идеологии - что добавляет интереса для пытливого зрителя, позволяя ему ознакомиться со своеобразием этой страны.

Конечно, совсем без ширпотреба не обошлось. Фильмом-открытием СПМКФ стала картина, посвящённая знаменитому "яблочному" олигарху Стиву Джобсу, которую я бы охарактеризовал как коммерческую драму: большую часть времени то главный герой ругается с советом директоров компании, участвует в интригах, третирует и разжалует своих подчинённых, то наоборот - третируют и разжалуют его. Скандалы и интриги, бесконечная нервотрёпка. Разумеется, авторы не вспоминают о детском труде, который вкладывается в создание культовых гаджетов, о судьбе увольняемых сотрудников из-за самодурства руководства. Но даже отношения Джобса с близким кругом людей вполне достаточно, чтобы составить представление о человеческой натуре "яблочного гения. "Тебе важнее продукт, а не люди, а ещё больше ты сам, но твой внутренний мир мелок," - эти слова близкого напарника Джобса повисают в воздухе. Символично, что творцы современной культуры обходят вниманием гениев IT-разработок - ровесников Стива, которые не могут похвастаться созданием самых дорогих компаний: какая эпоха, такие герои.

Предпремьерным показом отметилась российская кинолента "Околофутбола", рассказывающая о буднях футбольных фанатов-хулиганов. Фильм явно рассчитан на дешёвую популярность среди подростков: скандальная тема, драки, всё это приправлено стандартной мелодраматической темой для тинейджеров (любовный треугольник, предательство друга и т.д.). Количество штампов и стереотипов зашкаливает - чувствуется, что авторы просто делали российскую копию более известных зарубежных фильмов на схожую тематику (например, английской "Фабрики футбола"). И, разумеется, как любая подделка - лента оказалась угловатой и примитивной. По сути, это стандартная, среднего пошиба "история о жизни" для школьников в антураже околофутбольной тематики, но при этом ещё и претендующая на то, чтобы вносить весьма своеобразные "нравственные ценности": главных героев, несмотря на совершенно разное материальное положение (автослесарь, учитель истории, буржуй и диджей), объединяет сдержанная ненависть к фанатам иных клубов и несдержанная - к людям иной национальности. Автор не делает никаких выводов, тем самым выполняя "социальный заказ" государственной власти на подогревание ксенофобских настроений в обществе: пусть лучше молодёжь выплеснет свою агрессию друг на друга по принципу цвета шарфов и лиц иной национальности, чем обратит своё внимание на тех, кто является причиной неустроенности их социальной жизни: буржуазную власть.

О наиболее знаковых лентах МКФ "Послание к человеку" мы постараемся рассказать в следующих номерах ТР.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".