РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 403 >> Общество
 

Сергей ИЩЕНКО
Сердюков просит посадки

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?4718



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

В Министерстве обороны подвели итоги недавно завершившихся масштабных учений в Восточном военном округе. Понятно, что когда по тревоге поднимают 160 тысяч солдат и офицеров, множество единиц боевой техники, самолетов и кораблей, пищи для генеральского анализа потом бывает достаточно. Верховному главнокомандующему Владимиру Путину министр обороны Сергей Шойгу доложил: "С учетом задействования такого большого количества авиации, укрепились в выводах, которые мы с вами обсуждали в мае, в Сочи, по вопросу о рассредоточении и передислокации с некоторым изменением структуры Военно-воздушных сил и задействованием дополнительно ряда аэродромов, особенно в восточной части нашей страны. В этом есть крайняя необходимость..." Сказано так, что мало кто и что понял. А ведь на самом деле перед нами - пропасть.

Учения начались с казуса: 17 июля вылет самолетов военно-транспортной авиации с десантом, грузами и боевой техникой был задержан на десять часов, поскольку аэродром "Хомутово" на Сахалине отказался их принимать на безвозмездной основе. То есть гражданская обслуга "Хомутово" потребовала от Минобороны финансовых гарантий, что их труд по приему и обслуживанию военных бортов будет оплачен. А что? Ведь с 2013 года аэропорт стал частным, превратился в ОАО. Так что ничего личного - только бизнес.

Пока генералы и гражданские лица материли друг друга по раскалившимся телефонам и электронной почте, пока готовили гарантийные письма и слали их из Москвы на далекий Сахалин, войска маялись в грузовых отсеках 28 военно-транспортных Ил-76, готовых подняться в воздух из Оренбурга, Таганрога, Пскова и Твери. В современной скоротечной войне с применением высокоточного оружия при таком обороте дела лететь через десять часов было бы уже некому и не на чем. Да и незачем.

Все это безобразие дипломатичный Шойгу на другой день прокомментировал так: "Задержка в десять часов - это очень много, тем более для того количества транспортной авиации, которую мы привлекаем. От этой задержки у нас, естественно, идет скопление техники на аэродромах отправки. Я прошу обратить на это внимание". Обратить внимание, конечно, можно. Только быстро поправить ничего нельзя. Кроме взбунтовавшегося "Хомутово", садиться военным летчикам на Сахалине теперь просто некуда. Бывшие аэродромы Минобороны в тех краях, - "Сокол", "Пушистый", "Возвращение", - давно брошены, разграблены и быльем поросли. Да и если бы только на Сахалине...

Но если не на Сахалин, а хоть куда-нибудь на Дальнем Востоке посадить набитую людьми и боевой техникой воздушную военно-транспортную армаду можно было бы? На этот счет не менее уклончиво, чем Шойгу, но тоже страшно высказался командующий Военно-транспортной авиацией генерал Владимир Бенедиктов: "Аэродромная сеть центрально-восточных регионов и топливно-заправочный комплекс Минобороны не позволяют в полной мере использовать возможности командования, в частности, аэродромы "Улан-Удэ", "Воздвиженка", "Кневичи". Перевожу на русский: туда тоже не смогли бы принять сразу 28 военно-транспортных самолетов.

Что происходит, граждане? Куда ж подевались те 245 замечательных, первоклассных военных аэродромов, которые по состоянию на 2008 год были разбросаны по всей территории России? Самый полный, самый развернутый ответ на этот вопрос мог бы дать недавний министр обороны Анатолий Сердюков. Тот самый, который сегодня ходит на допросы в Следственный комитет России как на работу. Там его заинтересованно расспрашивают о том, кто и за сколько за годы его руководства Вооруженными Силами толкал "налево" здания, полигоны, склады. Цифры нанесенного государству ущерба измеряются в миллиардах и поражают воображение. Но эти миллиарды - копейки по сравнению с тем ущербом, который "реформатор армии" нанес обороноспособности страны. И порушенная аэродромная сеть - не последняя строка в горестном перечне.

Сердюкову показалось, что намного экономичней будет согнать все самолеты и вертолеты ВВС на несколько крупных аэродромов. Ход размышлений "реформаторов" приоткрыл тогдашний начальник Генерального штаба Вооруженных Сил генерал армии Николай Макаров. По его словам, денег на содержание аэродромной сети уходит слишком много. На каждый в среднем - по миллиарду рублей в год. Вывод и Макарову, и Сердюкову был ясен. Они решили, что на всю огромную Россию хватит и восьми авиабаз первого разряда. Тем, кто возражал, что такая концентрация авиации грозит новым 1941 годом, слова не давали, а предлагали срочно подавать рапорта об отставке.

В 2008 году в Военно-Воздушных Силах начался форменный погром. Вместо шести воздушных армий создали четыре командования. Расформировали все дивизии и полки. Сотни боевых машин вместе с экипажами и наземным персоналом покидали привычные стоянки, перелетали и переезжали в другие города. Одни только Сердюков с Макаровым не совладали бы с этакой махиной. Их глубокомысленно поддержал тогдашний президент и Верховный главнокомандующий Дмитрий Медведев. На расширенном заседании Совбеза в 2009 году Медведев заявил, что это он поручил Министерству обороны создать несколько крупных авиабаз. "С учетом дислокации войск, они будут расположены на основных стратегических направлениях", - объявил мудрый Дмитрий Анатольевич. К чему это привело? Скажем, на аэродроме "Домна" в Забайкальском крае, где в прежние времена стоял всего один истребительный авиаполк, теперь яблоку упасть негде. Здесь теперь 412-я авиабаза. А в ее составе - истребители, штурмовики, ударные и транспортные вертолеты. В общей сложности сотни единиц техники. Что здесь произойдёт в случае опасности ракетно-бомбового удара, предугадать несложно.

Уже через два года из 245 аэродромов в "живых" осталось всего 70. "Реформаторы" во главе с Сердюковым огляделись. И велели новации продолжать: достаточно будет и 27 аэродромов. Остальные, дескать, законсервируем на случай чего... Что означает такая консервация хорошо видно на примере аэродрома "Бутурлиновка" в Воронежской области. Там стоял 899-й гвардейский Оршанский дважды Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени штурмовой авиационный полк. Стоял достаточно долго; летчики авиаполка на штурмовиках Су-25 успели даже повоевать с Грузией в августе 2008-го. А на следующий год их переехала колесница реформ Сердюкова. Полк расформировали. В законсервированной вроде бы "Бутурлиновке", где формально на страже порядка осталась авиационная комендатура, к настоящему времени успели спереть даже кабель электропитания светосигнального оборудования.

В общем, когда Сердюкова, наконец, убрали, в ВВС оставались лишь аэродромные руины. Одна из первых командировок нового министра обороны Шойгу пришлась на Воронеж. Туда, где на аэродроме "Балтимор" Сердюков устроил скопище из 200 самолетов и вертолетов. В том числе всех новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34. Вот такая концентрация авиатехники. Причем, активно и шумно летающей. А поскольку местные власти за долгие годы, пока наши летчики из-за нехватки топлива не поднимались в воздух, успели понастроить рядом со взлетно-посадочной полосой огромный жилой массив, возник незатихающий конфликт. Шойгу разрешил его так: на "Балтиморе" останутся только два десятка бомбардировщиков Су-34, которые шумят поменьше. Остальных - в разграбленную Бутурлиновку; её придется восстанавливать. И вообще - вернуть Военно-Воздушные силы на прежнюю систему базирования "один аэродром - один полк".

Выходит, полки будут восстанавливать. А значит, и авиационные дивизии. Но где же стране теперь взять столько исправных аэродромов? Начнём новые строить или старые восстанавливать? Хорошо бы Шойгу расспросил о том генерала армии Макарова, который при нем сегодня служит военным советником. Этот насоветует... Сердюков тоже мог бы посоветовать. Только ему сейчас некогда. Следователи ждут. Вопросов к бывшему министру обороны всё больше. Правда, за авиацию никто не спрашивает. И твёрдая посадка на нары, вылезающая из каждой строки обширных сердюковских дел, всё никак не вырисовывается. Первые лица власти упрямо твердят, что крушил Сердюков оборону страны ( на их языке - реформировал) "в правильном направлении". Только не совсем аккуратно.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".