РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 398 >> Культура
 

Константин ЕРОФЕЕВ
Великий хоккеист советской цивилизации
Важным кинособытием текущего года стала картина режиссёра Николая Лебедева "Легенда № 17"

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?4588



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Фильм рассказывает о становлении и первых победах великого советского хоккеиста Валерия Борисовича Харламова. Сейчас о победах советской эпохи говорить вроде не возбраняется, но не очень желательно. Власть в последние годы как будто озаботилась темой патриотизма. Но ни в каком виде патриотизм не приемлет либеральная часть правящего класса, а её позиции что в политике, что в экономике, что в искусстве исключительно сильны. Поэтому патриотическое кино к зрителю пробивается как-то исподволь, с бокового входа. Но все-таки пробивается, пример чему этот новый фильм Лебедева.

Фильм правдив в главном. В нем без обиняков говорится, что славу в спорте, в хоккее, добыли советские люди, команда Советского Союза. А команда была набрана из советских талантливых парней, добившихся успехов не по блату, а тяжким и упорным трудом. И воспитанных советскими тренерами-мастерами, на основании советских же тренерских методик. Слово советский наконец-то стали произносить не стесняясь. А то дожили до того, что избегаем упоминания о советском народе и Советской армии даже в День Победы.

Ярким представителем "советской цивилизации" был Валерий Харламов (в исполнении Данилы Козловского). Он не супергерой-одиночка, волей обстоятельств спасающий мир. Не сын министра или криминального авторитета (хотя сейчас и не поймешь, кто есть кто), папиными деньгами пристроенный в "команду мечты". Он простой парень, выходец из народа. Да, у него феноменальный талант и недюжинное упорство. Но он выдвинут народным массовым спортом, уникальной системой физического воспитания советского народа. Он результат усилий целого поколения. Его способности развиты системой профессионального спорта, талантливыми тренерами. В первую очередь, Анатолием Тарасовым в исполнении Олега Меньшикова.

Фильм - противостояние и сотрудничество, конфликт и дружба великого игрока и великого тренера. Наверное, их взаимоотношения были сложнее и острее. Все-таки столь масштабные личности. Режиссер, отдав дань расхожим представлениям о чрезвычайно жестких тарасовских тренировках, показывает все же их результатом не ломку человека, а взросление профессионала. Вероятно, жесткость и даже жестокость тренерских методов призвана шокировать зрительскую аудиторию. Но, положа руку на сердце, какими иными методами можно воспитать олимпийскую сборную? Иные методы воплощены в сегодняшнем состоянии российского спорта.

Герой Олега Меньшикова знает, что и как делать. Он не терпящий вмешательства диктатор на тренерской площадке. Лишь ему, диктатору, под силу огранить талант упрямого и упорного Харламова. Но делает ли он это для себя, для своего кармана? Нет, для команды, для болельщиков, для своей страны. Мастерская игра Меньшикова позволяет полюбить противоречивого и оригинального тренера.

Но Меньшиков опытный профессионал. Сложнее молодому актеру Даниле Козловскому. Он слишком брутален даже для профессионального хоккеиста. Харламов в исполнении Козловского излишне "звездный" индивидуалист. В жизни он был, наверное, самым ярким в тройке Михайлов-Петров-Харламов. Был звездой, но все-таки звездой в замечательной звёздной команде. Валерий Харламов не любимец судьбы, а вдумчивый, многогранный, готовый к любым неожиданностям на льду профессионал. Анатолий Тарасов вспоминал о хоккеисте: "Харламов обладал тремя скоростями: взрывной быстротой передвижения и манёвра на льду, молниеносной реакцией на малейшие изменения игровой ситуации и поведения партнёров и соперников, нестандартной быстротой технического мышления". Для Харламова командная игра - естественное состояние, для Козловского в роли Харламова - обременительная обязанность на его пути к звездности.

Вызывает недоумение "антисоветская" линия в фильме. Какой-то функционер "из ЦК" Балашов (Владимир Меньшов) все время требует от Харламова доносов на своего тренера, сулит ему то райские кущи, то все круги ада. По-прежнему обязательным остаётся к месту и не к месту пнуть советскую систему, хотя такие "разборки" выглядят чистой фантазией. Но ситуация всё же в чём-то изменилась. Раньше достаточно было вывести негодяя-партаппаратчика. Теперь у честного хоккеиста оказывается и второй враг и соблазнитель - поляк-цэрэушник из Канады с лицом Бжезинского. Его добротно сыграл Даниэль Ольбрыхский, так и не расставшийся с нашим кинематографом.

Без дешевых постперестроичных штампов показан и Союз начала 70-х. Вся страна болеет за наших. Да и не только мы. Симпатичные испанцы бурно реагируют на победные голы своего родственника (мать Харламова - красавица-испанка (Александра Грепи), вывезенная когда-то в Союз с детьми республиканцев).

В фильме немало трогательных сцен. Например, когда над монреальским стадионом, а кажется над всем миром, гремит гимн Александрова, хочется встать. Правда, пока зал еще не встает.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".