РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 383 >> Общество
 

Александр ЗИМБОВСКИЙ
Рынок требует убить заводы

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?4271



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Президент В. Путин любит разглагольствовать о том, как он медленно, но верно поднимает Россию с колен. Но чтобы там "гарант" ни болтал, рынок есть рынок. На рынке, чтобы что-то купить, например, право быть членом ВТО, право хранить деньги в западных банках, приобретать недвижимость на Западе и не опасаться за сохранность своего добра, необходимо что-то продать. Например, продать право иметь промышленность на подконтрольной территории. Посмотрим на конкретном примере московских заводов.

ЗИЛ при советской плановой экономике (ныне объявленной неэффективной) ежегодно с 1975 по 1989 годы выпускал по 195-210 тыс. грузовиков. Машин, которые не только использовались в Союзе, но и шли на экспорт в 51 страну мира. После того, как страной начали управлять либеральные экономисты (типа "эффективные менеджеры", только вопрос в чем?), производство упало до тысячи автомобилей в год. Средняя зарплата работников колеблется от 7 до 10 тысяч рублей. Впрочем, и это признано избыточным. В настоящий момент на ЗИЛ назначен новый директор - специалист по ликвидации предприятий. Активно идет списание и распродажа оборудования. Многие рабочие уже получили уведомления о сокращении, остальные на очереди. Окончательно вопрос ЗИЛа будет решен к декабрю.

На ММП им Чернышева (выпускает двигатели РД-33 для МИГ- 29 ) при СССР работало 20 тыс. человек. Сейчас осталось 6 тысяч. Это тоже признано неправильным. За последние месяцы уволили более тысячи человек, остальные, как и зиловцы, находятся в ожидании команды "с вещами на выход".

Первое, что видишь, подходя к проходной ТМЗ (ОАО "Тушинский машиностроительный завод") - это объявления о сдаче площадей в аренду. В своё время именно на этом заводе был сделан "Буран", а в 2005-2006 гг. станки, на которых уникальный аппарат изготовили, пошли в металлолом. Сейчас о днях былой славы напоминает лишь рекламное объявление арендаторов - "Гриль-бар "Буран". Первое время после уничтожения оборудования завод перебивался выпуском автобусов, троллейбусов, энергетических установок. Но теперь и это недопустимо высокий для "энергетической сверхдержавы" уровень производства. Сегодня работы на заводе все меньше, людей отправляют в простои либо по системе "две трети", когда работник получает две трети от заработка и должен находиться на рабочем месте, даже ничего не делая, либо по системе "три плюс два", когда работник три дня работает нормально, а на два берет отпуск за свой счет. Впрочем, при любой системе зарплату на заводе задерживают месяцами.

В общем, диагноз понятен, но один вопрос остаётся. Что произойдет раньше? Путинский "подъем с колен" примет абсолютно необратимые формы или все же у людей, наконец, лопнет терпение?

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".