РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 382 >> Общество
 

Николай ЧЕХОВСКИЙ
Седьмая авария Роскосмоса

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?4235



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Очередной запуск Россией двух космических спутников завершился очередным крахом. Как сообщается на сайте Роскосмоса, разгонный блок "Бриз-М" должен был доставить на орбиту высотой в 35 тысяч километров спутники "Экспресс-МД2" и Telkom-3. Но по каким-то причинам разгонный блок не сработал. Таким образом, все потраченные на изготовление космических аппаратов и на запуск средства, а это около 6 миллиардов рублей, пропали.

Спутник связи "Экспресс-МД2" был создан в Центре имени Хруничева совместно с итальянским подразделением Thales Alenia Space и предназначался для круглосуточной ретрансляции спутниковой связи и телевещания России. Космический аппарат связи Telkom-3 был создан ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика Решетнева" (ОАО "ИСС") в кооперации с российскими и зарубежными предприятиями по заказу индонезийской компании и должен был обеспечить связь и телевизионное вещание в Индонезии и Индокитае.

Теперь, как сообщает РИА "Новости", запуски ракет-носителей типа "Протон-М" с разгонными блоками "Бриз-М" будут приостановлены до выяснения причин аварии. Даже далеким от космоса людям совершенно ясно, что кризис в космической отрасли носит системный и затяжной характер. Статистика ужасна: с декабря 2010 года это уже седьмая (!) крупная авария на счету Роскосмоса.

"То, что отрасль переживает глубокий кризис, не вызывает сомнения, - говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. - Есть на то причины организационные -проблемы с определением зоны ответственности некоторых должностных лиц, в результате чего остаются без надлежащего контроля технологические цепочки. Есть причины технические. Сегодня очень значительная часть комплектующих имеют иностранное происхождение. А технологические циклы тестирования, проверки и отладки оборудования до сих пор прежние, со времен, когда всё в космонавтике было только отечественного производства.

В одних теленовостях дикторы докладывают о том, что американцы успешно сажают космический аппарат на Марс, а у нас спутники связи не долетают до околоземной орбиты. Одна из главных причин низкой надежности - высокие накладные расходы. Очень большое количество начальников на небольшое число реально работающих в отрасли людей".

Вообще, читая задним числом выводы комиссий о причинах неудачных запусков, испытываешь ощущение, что разговор идет не о новых ракетах, а о старом "запорожце". Спутники Глонасс рухнули в Тихий океан якобы из-за того, что в разгонный блок налили чересчур много топлива. Ракета "Союз-У" упала из-за засорения топливного тракта. Как будто купили "паленый бензин" на трассе.

И в советское время бывали неудачные пуски. Но тогда жестко проводили масштабные программы по повышению надежности, создавали новые технологические регламенты. И это приносило результат. Теперь надо бы сделать то же самое, но очень быстро.

От редакции:

В интернете можно прочитать и куда более жесткие высказывания. Например, Сергей Изотов пишет: "Российской космонавтики больше нет. Эта отрасль фактически убита, разрушена, разложена в результате преступных действий отдельных лиц, проводивших в течение многих лет политику уничтожения материального и интеллектуального потенциала. Подтверждением чему служит последний провальный запуск ракеты с разведывательными и телекоммуникационными космическими аппаратами 7 августа 2012 г. Вместо того, чтобы занять места на расчетной орбите, спутники превратились в космический мусор. В российской космонавтике пора наводить порядок. Пока не произошло самое страшное для отрасли - гибель космического аппарата с экипажем на борту".

К этому добавим, что космическая отрасль не есть нечто изолированное и обособленное, и её состояние отражает общее положение страны. Её кризис не следствие ошибок отдельных лиц, а итог общей политики буржуазного государства, приведшей к деградации промышленности, науки, системы подготовки кадров, системы образования и т.д. В результате, на смену уникальным звёздным достижениям и открытиям пришла унылая череда провалов. И с этим действительно пора что-то делать. Только кто будет делать?

P.S. Когда этот номер был уже готов к печати, пришло сообщение СМИ, что Роскосмос заявил о возобновлении космического туризма и даже назвал фамилию туриста - знаменитая английская певица Сара Брайтман. Сумма сделки пока держится в секрете (в прошлый раз Роскосмос получил 20 млн $). Однако специалисты скептически шутят, что Роскосмос, наверно, сам приплатит поп-диве за спасение имиджа. Так это или нет, судить не берёмся, но смелость певицы вызывает уважение.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".