РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 380 >> Общество
 

Дмитрий КУЗЬМИН
Маркс возвращается

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?4202



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

На проблемы взаимоотношений классов в современной буржуазной России обратили внимание работники искусства. На прошедшем недавно кинофестивале "Кинотавр" среди прочих была представлена картина Светланы Басковой "За Маркса..."

У каждого времени свои герои. Помнится, в 90-е годы, в период первоначального накопления капитала, в нашей стране и, соответственно, в отечественном кинематографе была особенно популярна тема "бригад". Своеобразным слепком с новейшей истории стали такие "шедевры" отечественного кино, как "Бумер", "Жмурки" и "Олигарх". Все они воспевали "героев нашего времени".

Затем на смену бандитским и родственным им олигархическим сагам пришли "ментовские истории". Оно и понятно, десятилетие разгула воров всех мастей в жизни и на экранах страны не могло не наложить отпечаток на общественное сознание, которое власти попытались хоть как-то выправить, привнося "романтику сыщиков" в российскую повседневность.

Однако то ли официальный агитпроп работал из рук вон плохо, то ли объективная реальность, данная нам в ощущениях, вносила свои коррективы. Но доблестный образ "честного мента" довольно быстро померк. А новые герои на смену так и не пришли.

В результате режиссеры вынуждены сами искать "соль текущего момента", отыскивать свою "злобу дня". Светлана Баскова, автор "Зеленого слоника", "Головы" и "Пяти бутылок водки", нашла такую "соль" во взаимоотношениях новых хозяев жизни (выросших все из тех же "бригад") с простыми трудящимися. Во главу угла новой картины поставлены рабочие литейного цеха, которые создали независимый профсоюз, вопреки желаниям владельца завода.

Сама автор картины так рассказала о своем творении: "Это драматическая история человека, который выбирает между жизнью и смертью, но его выбор - вынужденный: он связан с социальными проблемами, имеющимися в государстве. Он боролся за чувство собственного достоинства, за свои права и права рабочих, и такая расплата связана исключительно с этой борьбой, которая не воспринимается работодателями и не защищена государственными институциями".

Интерьеры цехов и проходных абсолютно реальны: по словам Басковой, фильм "снимали в литейном цеху, там правда так и обстоят дела, это не стилизация под советское кино". Съемки проходили в Череповце, Нижнем Новгороде, Ярославле и на московском заводе ЗИЛ. Светлана Баскова посетила реальные трудовые коллективы, поэтому не считает своих персонажей какой-то художественной натяжкой.

"Я была в Липецке - там есть такое движение с красивым названием "Освобождение труда", такая группа была еще в XIX веке. У них реально есть киноклуб, выделили маленькую комнатку в Доме культуры, они там сидят, закрывают шторы и раз в неделю с небольшого проектора смотрят фильмы на политические темы, которые были и у Годара, и у Фассбиндера. Когда я там была, смотрели "Рабочий класс идет в рай" итальянского режиссера Элио Петри, а после показа у них обсуждение", - объясняет режиссер фильма.

По задумке авторов картины "За Маркса...", главный конфликт времени и внутри фильма пролегает между новыми капиталистами и рабочим классом, между "новыми русскими" и советскими рабочими, не забывшими свое и отцовское славное прошлое.

"На временном изломе между социализмом, где все равны, и диким капитализмом простые рабочие ищут возможности защитить свой труд и свое достоинство и создают рабочий профсоюз", - отмечают создатели картины. Это фильм об историческом переломе в жизни обычных людей - целого поколения, которое сформировалось в советское время, которое живет и пожинает плоды своей социалистической наивности в агрессивном капиталистическом обществе.

Светлана Баскова уже не раз поднимала тему фактического уничтожения наемного работника в современной капиталистической России. Вот как она определяет главную идею своего творения: "У людей 90-х еще не сформировано отношение к тем, на кого они работают; есть испуг, растерянность, неопределенность. Если говорить о нынешнем времени, о котором фильм "За Маркса...", рабочие продолжают бояться - но в первую очередь уже потерять не жизнь, а работу как возможность выжить. И в то же время у них появляется чувство собственного достоинства. Им важно чувствовать себя полноценными людьми - отсюда и стремление к организации профсоюза. В 90-е годы - времена анархии - о профсоюзах говорить было просто смешно". Чувствуется, что автор не понаслышке знает о жизни современного профсоюзного движения России. Да и название фильма не оставляет места для кривотолков и разночтений. По определению самого режиссера Светланы Басковой, "За Маркса..." - это, с одной стороны, понятный для нас вектор, но с другой стороны - непонятно, что это такое в применении к сегодняшней жизни - хорошо или плохо. Сегодня, по мнению режиссера фильма, в сознании российского общества нет четкого понимания политических и экономических закономерностей развития. Рабочие (и вообще народ) только начинают осознавать новые экономические отношения, новые реалии.

Видимо, вместе с трудящимися начинают переосмысливать происходящее и наиболее вдумчивые и прогрессивные представители творческой интеллигенции. Фильм "За Маркса..." - лишь первая "проба пера" на этой ниве.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".