РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 374 >> Прочие материалы номера
 

Р. Шевченко
Алексею Серебрякову в дорогу

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?4052



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Короткое сообщение в Интернете об Алексее Серебрякове, пожалуй, и не привлекло бы моего внимания, если бы не слова, сказанные актёром для объяснения своего поступка.

Известный российский актер Алексей Серебряков перевез свою семью в Канаду. По его словам, он "сбежал, не выдержав" жизни в России. На вопрос, подался ли он в эмиграцию, Серебряков ответил: "Можно сказать и так". Он добавил, что хочет, чтобы его дети росли и воспитывались в принципиально другой идеологии и понимали, что могут цениться знания и трудолюбие. "Не обязательно толкаться локтями, хамить, быть агрессивными и бояться людей. Уличная идеология цивилизованной страны - это доброжелательность и терпимость, то, чего так недостает в России. К сожалению, здесь, как бы я их ни охранял и ни изолировал, от хамства и агрессии не защитишь. Это в воздухе. Хам победил", - сказал актер.

В последнее время я не спорю с людьми, для которых СССР - отсутствие колбасы, но наличие очередей и дефицит. Не спорю, потому что трудно спорить с человеком, меряющим свою жизнь колбасой, а точнее - желудком. Тем более не спорю с людьми, для которых СССР - тоталитарное государство, ГУЛАГ, империя зла, а все советские люди -совки с совковой психологией. С ними спорить ещё хуже, потому что на все аргументированные доводы они упорно повторяют вышеприведённые штампы. Не спорю не потому, что боюсь проиграть спор, а потому что вижу его бессмысленность. Трудно говорить с людьми, которые прожив в СССР часть жизни (детский сад, школу) и начав работать, при этом получив бесплатно образование (среднее и высшее), а многие ещё и иные блага в виде бесплатных путевок, машин и квартир, упорно твердят о нищенской жизни и повальном голоде. Вот с такими, я действительно говорить не могу. Возникает ощущение, что жила с ними не в одной стране и не в одно и то же время. Может, психологи и имеют для этого (я бы сказала синдрома) какое-то научное объяснение. Но с моей точки зрения, с помощью логики высказывания таких людей объяснить нельзя.

Поэтому прочитав сообщение о том, что известный актер Алексей Серебряков перевез свою семью в Канаду, ничуть не удивилась. Уезжает человек из страны, что же, значит, у него есть причины, и как ни крути - это его личное дело. Причины тоже оказались небанальные, как то поиск больших заработков, которые сейчас ищут многие рядовые и нерядовые граждане. Причины более высокие. По его словам, он "сбежал, не выдержав" жизни в России. Он добавил, что хочет, чтобы его дети росли и воспитывались в принципиально другой идеологии и понимали, что могут цениться знания и трудолюбие.

Весьма похвальное желание отца, чтобы дети росли и воспитывались в "принципиально другой идеологии и понимали, что могут цениться знания и трудолюбие". Сразу напрашивается вывод, что та принципиально другая идеология лучше, чем существующая идеология в России. И второй вывод - жить в России невозможно, потому что в России не ценятся знания и трудолюбие. Далее Алексей Серебряков очень красочно описывает нашу действительность. "Не обязательно толкаться локтями, хамить, быть агрессивными и бояться людей. Уличная идеология цивилизованной страны - это доброжелательность и терпимость, то, чего так недостает в России. К сожалению, здесь, как бы я их ни охранял и ни изолировал, от хамства и агрессии не защитишь. Это в воздухе. Хам победил", - сказал актер.

Бытие определяет сознание. Человек формируется под влиянием многих факторов. И вывести абсолютно правильную формулу для воспитания настоящего человека практически невозможно. Сложно даже определить, каким должен быть настоящий человек. Какой должна быть жизнь человека, чтобы в конце жизни "не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы"? Каждый тут для себя определяет сам. Но сам человек определяет смысл жизни уже в более сознательном возрасте. А с рождения его окружают самые близкие люди - родители, которые и закладывают на начальном этапе первые азы, что такое хорошо и что такое плохо. Родителям в детстве маленький человек верит на слово. Родителям, и только им! Их авторитет в детстве не обсуждается. И в семье Алексея Серебрякова растет четверо детей. И папины слова, и папины дела являются аксиомой и жизненным ориентиром. Папа является авторитетом, по крайней мере, к этому стремится. Папа актёр, талантливый, надо сказать, актёр. Его фильмы смотрят взрослые, наверняка смотрят или будут смотреть и его дети. И если взрослые ещё могут анализировать и соглашаться или не соглашаться с увиденным, то дети в большинстве своем будут верить на слово. Будут верить фильмам "Штрафбат", "Груз 200". Будут верить им и измерять прошлое своей страны и своего народа этими фильмами. Превратив со временем увиденное в аксиому, не требующую доказательств, перевирая историю. А что же мелочи? Ну, не было такой реальной истории, ну, не могли командовать штрафниками уголовники, но это же мелочи, главное - сюжет. Душещипательно, а главное - в духе времени: разбирать прошлое своей страны; проходить с линейкой по карте военные наступления; анализировать военные действия и предлагать свой вариант, лучший вариант; пересчитывать потери среди военных и мирных жителей, сравнивая их с немецкими; говорить о советских солдатах как о пушечном мясе; выносить свой вердикт подвигу каждого простого советского человека и стране СССР; устанавливать цену этому подвигу и, качая головой, говорить: "Дорого".

Вот так воспитывать человека, каждый день при этом убивая его в себе. Претендовать на правду, перевирая свою историю. Вот так требовать уважения от народа, от людей, не уважая при этом свой народ. По сути, назвав советских людей рабами следующими словами: "Послушайте, прошло всего каких-то 150 лет, как у нас отменили крепостное право. А 70 лет советской истории - что это, как не разновидность рабовладельческого строя?! Одна часть страны сидела в тюрьме, другая их охраняла. О какой демократии может идти речь?! У нас абсолютно рабская психология!" Каждый советский человек раб. Гагарин и Терешкова, Карбышев и Рокоссовский, Космодемьянская и Кошевой. И миллионы известных и неизвестных героев.

Однако прежде чем требовать уважения от других, надо научиться уважать самому. Уважать прошлое. Уважать свою страну. Уважать свой народ. Уважать каждого человека в отдельности. Просто человека, а не его положение в обществе. Ведь не положение определяет настоящего человека, не положение определяет ценность человека.

Именно ценность, а не цену. Ценность каждого человека. Доброта, смелость, самопожертвование, дружба, любовь, щедрость, открытость - вот, что делает человека настоящим человеком. Понимал ли это Алексей Серебряков, октябрёнок, пионер, комсомолец? Пожалуй, не понимал. И, наверное, никогда уже ему этого не понять. По стране гуляют талантливо созданные киношные лживые образы. Гуляет по стране неправда, ложь, ненависть и презрение. Презрение к своему прошлому, презрение к своему народу, презрение к своей стране. И Алексей Серебряков уезжает, не выдержав хамства и бросив напоследок такие слова: "Не дай Бог, объявится какой-нибудь Стенька Разин, в смысле серьёзный, харизматичный лидер, который крикнет: "Круши", и поднимется огромный класс необразованных, безработных, желающих всё иметь, но ничего при этом не делать молодых людей". Не задумываясь при этом, а откуда взялся этот класс необразованных безработных молодых людей, желающих всё иметь и ничего не делать. Он вырос в этой "свободной стране" при демократическом строе. Он вырос на фильмах: "Бригада", "Сволочи", "Яйца судьбы", "Штрафбат", "Груз 200", "Гитлер капут". Да-да, он вырос, в том числе и на Ваших фильмах, Алексей. Он воспитан Вами. А Вы уезжаете.

В нашей стране не будет Алексея Серебрякова. Его не будет в стране. А для меня его не стало ещё раньше. С рождением фильмов "Штрафбат", "Груз 200" для меня не стало Серебрякова. Он остался для меня Димкой Савельевым в фильме "Вечный зов". Тем Димкой Савельевым, который уважал и любил свой народ, свою страну, её прошлое и настоящее. Димкой Савельевым, который не представлял своей жизни в другой стране. Остался тем Димкой Савельевым, играть которого Алексей Серебряков оказался не достоин.

Рабочий Университет им. И.Б. Хлебникова

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".