РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 370 >> Прочие материалы номера
 

Л. Леусская
Министерство культуры грабит культуру

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?3955



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Бесценная икона Торопецкой Божьей Матери из коллекции Русского музея запросто выдана в церковь подмосковного коттеджного поселка "для богатых". Выдана по распоряжению Министерства культуры, что само по себе незаконно. А недавно Министерство совершило ещё большее беззаконие, фактически ограбив культурное наследие страны - издало приказ, по которому уникальное произведение в музейное собрание не вернется.

Торопецкая икона одна из древнейших в собрании Русского музея. Историки датируют ее первой половиной XIV века. Внутренняя трещина делает памятник уязвимым, нуждающимся в постоянном внимании специалистов и, как следствие, "невыездным". Но плевать на это было путинским чиновникам от культуры, если Патриарх Кирилл попросил их два года назад отправить икону в элитный поселок Княжье Озеро, застройщик которого - президент группы компаний "Сапсан" Сергей Шмаков.

Несмотря на возмущение музейной общественности, Министерство культуры издало приказ - "икона изымается из инвентаря Русского музея" и передается в столичный Реставрационный центр имени Грабаря. Центр Грабаря представляет из себя производственно-реставрационную площадку. Своей коллекции не имеет, необходимыми условиями для содержания художественных произведений не обладает. Достаточно вспомнить случившийся там пожар, когда картины гибли и от огня, и от воды - неправильного в данном случае способа тушения пожара.

Далее Минкультуры намеревается отправить икону в Торопецкий монастырь, реставрацию которого финансирует тот же Шмаков. Общественность вздохнула с облегчением, когда после долгих дебатов в законе о передаче имущества религиозным организациям прописали неприкосновенность музейных фондов, библиотек и архивов. Но что закон, если человек с капиталами умеет договариваться с любыми инстанциями, от земных до небесных?

Судьба народного достояния может быть трагичной. Так, хранитель византийских икон Эрмитажа Юрий Пятницкий говорит: "Речь идет об уникальном произведении, которое не до конца исследовано и изучено. Использование этой иконы в богослужениях - ничем не оправданный риск. Возникает возможность повреждения иконы. Самое страшное, что разрушение происходит не сразу. Мы протестуем против выдачи экспоната, а нам говорят: он цел и невредим. Это невежество. Памятник живет, его живопись, древний грунт "дышат". Изменение режима температуры и влажности сказывается не сразу, а спустя время. Можно не спасти уникальное произведение Торопецкая икона не имеет аналогов. Во всем мире такие памятники находятся под особой защитой государства. А в России мы стали свидетелями опасного прецедента - изъятия памятника из музейного собрания. Торопецкая икона должна вернуться в Русский музей! Если бы за этой иконой прежде не следили, создавая для нее необходимые условия, она не дожила бы до сегодняшнего дня".

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".