РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 367 >> Рабочее движение
 

Владимир КОМОВ
Не всё то золото, что блестит, или - Об успехах МТЗ за счет рабочих

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?3885



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Одним из локомотивов путинско-медведевской инновационной модернизации России можно назвать старейшее в стране приборостроительное предприятие - ОАО Московский Тормозной Завод ТРАНСМАШ. Тормозным оборудованием производства ОАО "МТЗ Трансмаш" оснащен весь подвижной состав железных дорог России, стран СНГ и Балтии, а также ряда стран Европы, Азии и Латинской Америки.

Посреди развалин, созданных российским капитализмом, Московский Тормозной Завод выглядит островком благополучия. Его владельцы заботятся и об увеличении количества выпускаемых изделий, и о разработке новых моделей. За период кризиса на заводе не было серьезных сокращений. Зарплата - одна из самых высоких в промышленности Москвы. Казалось бы, всё так и есть - чего рабочему возмущаться?

Однако со вступлением на новое место работы у вновь прибывших сотрудников энтузиазм никак не мог не поубавиться. Ведь на деле оказалось, что нормы выработки настолько высоки, что при работе на пределе своих возможностей у большинства трудящихся получается разве что выполнить лишь основную норму.

Что же касается получения заветных сверхурочных гонораров, то с учётом выкладывания себя на максимум они выходят работнику боком. Заказов много. Интенсивность труда и в основное рабочее время высока, что уж говорить, если к этому прибавятся сверхурочные. Люди работают на износ, оторваны от семей - все для того, чтобы заработать желанные 50 тысяч рублей. Тем же, кто не хочет горбатиться по 12 часов в сутки, рвать себя за надбавки сверхурочных, остаётся довольствоваться жалким окладом в 20 тыс. рублей.

Собственно, чем же могло быть вызвано подобное поведение руководства компании, тем более находящейся далеко не в бедствующем положении? Ведь по логике вещей, мы говорим не о какой-нибудь мелкой частной лавочке, а о предприятии-монополисте, которое контролирует не только российский рынок, но и рынки некоторых зарубежных стран. Казалось бы, раз уж клиентов много и заказы только растут, то и выручка баснословна. Почему бы не поднять оплату восьмичасового рабочего дня хотя бы до 30-40 тыс., например, из соображений приличия перед своими международными партнёрами? Зачем же так изнурять работников, принуждая их брать сверхурочные?

Ничего странного. Удлиненный рабочий день под маркой "сверхурочных часов" имеет для капиталиста то преимущество, что он получит больше товара, а, следовательно, и большую прибавочную стоимость, не будучи обязанным увеличивать часть капитала, вложенную в здания и машинное оборудование. Чем длиннее рабочий день, тем длиннее неоплачиваемый прибавочный труд - основа прибыли.

Нам часто предлагают войти в положение своего работодателя: как же директору Егоренкову быть иначе - рабочая сила оплачивается и так уже из максимума возможностей - среднему по региону тарифу? А если это и так, то откуда же он берется, этот средний тариф? В действительности, в каждом регионе РФ, равно как и иных странах, обычно наблюдается следующее явление. Несмотря на то, что трудящиеся разных областей экономики получают порой весьма разнящуюся величину ежемесячных выплат, во всяком случае, в рамках отдельно взятых отраслей и для конкретных типов специалистов зарплата редко разнится (для одной и той же интенсивности труда, при одинаковом уровне квалификации) более допуска в плюс - минус 10%. Стало быть, по каждому региону мы имеем дело с достаточно фиксированной, четко регламентированной суммой. И забудьте в погоне за длинным рублем про успешность своего предприятия - завод успешен за счет вашего непосильного труда!

Не верите? Сейчас сами убедитесь - неопровержимые доказательства налицо и предоставлены самой администрацией завода. Давайте посчитаем.

В конце 2007 года средняя зарплата на заводе составляла 31.721 руб., времена меняются, надеемся к лучшему, а значит, округлим ее до 32 тыс. руб. Умножив эту цифру на количество работников предприятия в 2008 году, получим примерный фонд заработной платы, т.е. сумму, которая тратится за месяц на оплату рабочей силы.

Теперь рассчитаем среднемесячную прибыль завода. В 2008 году выручка завода составила 2.927,36 млн. руб., а рентабельность 28 %. Посредством ряда нехитрых вычислений каждый из нас может найти, что среднемесячная чистая прибыль в этом году примерно составила 53,36 млн. руб. Эта прибыль представляет собой созданную трудом рабочих прибавочную стоимость.

Рассчитаем процентное отношение всей массы прибыли к фонду заработной платы - и получим 134,68%. Эта цифра показывает нам норму прибавочной стоимости (степень эксплуатации труда работников). То есть, без ущерба для производства (но если забыть об алчности владельцев МТЗ) в 2008 г. зарплату можно было поднять на 134%, то есть до 74.880 руб.

К 2011 году выручка завода выросла в полтора раза. И сейчас на заводе степень эксплуатации работников составила 184,5%. То есть в этом году зарплата каждого работника могла бы достигнуть 90.880 рублей. Однако, повышения зарплаты, обещаемые нам администрацией завода, минимальны. Прогрессивные ученые России из Фонда Рабочей Академии, основываясь на сегодняшних ценах, приблизительно подсчитали объективную стоимость рабочей силы, которая колеблется в районе ста тысяч рублей. Это значит, что трудящимся нашей страны для восстановления своих сил и здоровья, воспитания детей, не хиреющей, а достойной жизни, т.е. для нормального воспроизводства рабочей силы и класса пролетариата, нужно 100 тыс. руб. ежемесячно. Это не просто слова, а крайняя необходимость выживания всего общества. И на вышеприведенных расчетах мы отчетливо видим, что буржуазия в силе нам платить за наш труд по достоинству!

С другой стороны, 184,5% значат, что лишь три часа из восьми своего рабочего времени рабочий МТЗ работает на восстановление своей рабочей силы, а остальные 5 часов (со сверхурочными в разы больше) "дарит" хозяину безвозмездно! Стоит напомнить, как, разрушая советский строй, будущие работодатели, чубайсы и гайдары, твердили, что при Советах рабочие получали зарплату меньше той стоимости, что они производили. Да, государство часть произведённого недоплачивало, но возвращало это рабочим и всему обществу в виде новых рабочих мест на новых заводах, в виде транспортных, жилищных, образовательных льгот, а сейчас работодатели превращают недоплаченное в малой степени в новые рабочие места, а больше - в счета в банках, ценные бумаги и биржевые акции, и растрачивают в кризис в банкротствах, в крахе банков и инфляции. Не говоря уж о дворцах и яхтах.

Но вернемся на землю - каждый понимает, что ни один акционер МТЗ не откажется от своих доходов, даже если они заработаны чужим трудом. Возникает вопрос: за счёт чего происходит рост прибыли завода? Нас постоянно призывают развивать рентабельность родного предприятия, работать интенсивнее, выполнять непосильный план, брать сверхурочные. То есть бросить семью, наплевать на здоровье. И ради чего? Ради роста прибыли хозяев Московского тормозного завода, ради роста прибавочной стоимости, отчуждаемой от наших зарплат. Эксперты считают МТЗ выгодным для вложения средств, а значит, прибыль будет расти и впредь, из чего предсказание - нас ждёт ещё более высокая степень эксплуатации- 184,5% - это не предел.

На дворе капитализм. А значит в нынешнем государстве трудящимся, чтобы выжить, приходится бороться за повышение зарплаты, и уровень организованности рабочих в этой борьбе - непременный фактор приведения зарплаты в соответствие со стоимостью рабочей силы. Такая борьба - необходимая составляющая борьбы за полное преодоление эксплуатации труда рабочих, за непосредственное предоставление обществу всей произведённой рабочими продукции, а это возможно лишь при социализме, когда плановость, управление с предвидением - исключает эксплуатацию и кризисы в принципе, на корню.

Товарищ! Помни!

Знай! Действуй!

Владимир Комов,
Рабочая комиссия МГК РКСМ(б)

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".