РКРП-РПК >> "ТР+" >> N 3s >> Жизнь
 

Софья ХМЕЛЬНИК
Любовный треугольник: родитель, ребенок и... телевизор

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?380



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Пожалуй, очень многие люди возмущаются тем количеством и качеством сцен насилия и секса, которые нынче можно просматривать с "голубых экранов" в ночное, вечернее, а нередко и вполне "детское" время. Одни выступают за категорический запрет фильмов и передач с таким содержанием, другие хотели бы, чтобы такую телепродукцию демонстрировали только в позднее вечернее время. Однако, наверное, единицы нашли в себе мужество полностью отказаться от просмотра телевизора во имя сохранения своего такого драгоценного свободного времени или же ради психического здоровья своих детей.

О вреде просмотра "недетских" фильмов и передач, а также многочасового сидения около телевизора, предупреждают многие врачи, психологи и журналисты. Родители знают об этом, но... обычно не находят в себе ни сил, ни времени на воспитание детей, на совместную с детьми "культурную программу", на обучение детей думать, мечтать, создавать что-то, а не просто потреблять то, что преподносит нам массовая культура.

И так как от телевизора все равно отказываться никто не собирается, обычно родителей все же волнует, как научить ребенка "фильтровать", что стоит смотреть, а что - нежелательно. Психолог и культуролог Анна Довбах в статье "Руководство по установке информационных фильтров или "Дети из телепузиков", опубликованной в газете "Зеркало недели" от 13.03.2004, предлагает несколько видов таких фильтров.

1.Неограниченный доступ. Базируется на том, что ребенок сам со временем сможет определить, что ему нужно, так как устанет от огромного потока ненужной информации.

2.Традиционный фильтр. Ребенку до старшего подросткового возраста запрещается просмотр телевизора после 21 часа, а также ограничивается его пребывание перед экраном определенным количеством часов.

3.Официальный фильтр. Предполагает запрет просмотра фильмов, обозначенных желтым треугольником и красным квадратом в правом нижнем углу экрана и в программе телепередач.

4.Планирование семейной "программы" просмотра телевизора. После окончания фильма телевизор тут же выключается до просмотра следующего, запланированного по "программе".

5.Обучение рефлексии. Формирование сознательного критического отношения к демонстрируемому на экране. Предполагает постоянное обсуждение с детьми просмотренного материала.

6.Радикальный. Полный отказ от телевизора.

Автор статьи описала сильные и слабые стороны каждого из этих "фильтров", однако не поддержала ни один из них. Она ограничилась утверждением, что "каждый возраст требует установки новых фильтров". Каждому читателю нужно будет самостоятельно решить, какую политику "просмотра телевизора" он будет вести со своими детьми.

Конечно, что именно разрешать детям смотреть по телевизору - это не вопрос жизни и смерти. Однако, видимо, и не самый простой вопрос. И он не может разрешаться вне контекста общего воспитательного процесса.

Если родители живут без определенных целей в жизни, если они только тем и занимаются, что зарабатывают деньги, а потом "расслабляются" после напряженного рабочего дня и только то обсуждают друг с другом, что они намерены купить на заработанные деньги, - не стоит удивляться тому, что их детей тоже будет интересовать только потребление различных вещей. Если родители не практикуют какую-то совместную деятельность, кроме общего ведения домашнего хозяйства, - неудивительно, что и ребенок ничего не найдет в семейном общении интереснее просмотра телевизора. Телевизор действительно спасает тогда, когда людям нечего сказать друг другу, он прекрасно заполняет собой "рекламные паузы" семейной жизни!

Ведь как выглядит воспитание в "нормальной" семье? Вымотанные после работы и домашней "смены" мать или отец требуют у ребенка показать дневник. Увидев там нелицеприятные оценки, начинают ругню на тему "почему такая плохая успеваемость" и "чтобы немедленно сел(а) за уроки". На этом педагогическая деятельность обычно и заканчивается. В лучшем случае родитель сам выполнит с ребенком домашнее задание! В нужном ли направлении приложены родительские усилия?

В современной школе действительно очень скучно учиться! Дети - живые существа, и их естество нормальным образом протестует против многочасовой бездумной зубрежки. Кроме того, попробуйте объяснить детям, зачем им нужно читать книги, если они никогда не застают за этим занятием своих родителей. Те ведь, как освободятся, подсаживаются к телевизору. А дети что, хуже?

Бессмысленно пытаться вырастить детей культурными и образованными людьми, если сами родители давно остановились в своем развитии. Первый шаг в воспитании у детей "культуры информационных фильтров" - самим перестать быть пассивными потребителями массовой культуры! Пожалуй, неплохим началом будет чтение книг и обсуждение их с детьми, совместные походы в музеи, на природу, занятия физкультурой и подвижными играми. Нет на это времени? Но неужели мы живем только для того, чтобы работать на увеличение чьей-то прибыли, а вечером восстанавливать свою рабочую силу перед телевизором?

"Рабочий класс" (Украина), № 11 (209)

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".