РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 359 >> Прочие материалы номера
 

Сергей ИЩЕНКО
Петр Великий таких ремонтников отправлял на плаху
Ядерную энергетическую установку ракетного крейсера без всякой лицензии чинили сборщики металлолома

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?3709



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

В июле премьер-министр России Владимир Путин на совещании, срочно собранном в Казани по поводу трагической и нелепой гибели теплохода "Булгария", гневно спрашивал собравшихся:

- Как судно работало без лицензии? Как на него вообще билеты продавали в порту?! Как его выпустили из порта?! Кто разрешил?! Где был Ространснадзор?.. Это же кошмар! Что же за бардак у нас творится?!!

Теперь выяснилось, что бардак с "Булгарией" - это еще цветочки. Без лицензии в России, оказывается, успешно ремонтируют даже ядерные энергетические установки атомных ракетных крейсеров. То есть буквально неизвестно, кто с гаечным ключом и сварочным аппаратом, с ведома командования ВМФ и Министерства обороны, лезет в святая святых корабля - реакторный отсек. Что-то клепает там в меру своего понимания и неизвестно какой квалификации. Флот работу безропотно принимает и подписывает соответствующие документы. Крейсер выходит в море, и все довольны. На фоне этого беспредела уже не самым страшным кажется известие, что заводом попутно банально украдено у военных 60% средств, выделенных на приведение в порядок материальной части. Чего удивляться-то, ежели повсюду бардак?

Именно так, как выяснила Генеральная прокуратура России, происходило на флагмане Северного флота, тяжелом атомном ракетном крейсере "Петр Великий", в минувшем году. После почти кругосветного похода до Владивостока и обратно в Мурманск корабль встал в планово-предупредительный ремонт. Часть работ вызвалось выполнить малоизвестное ЗАО "Специальная производственно-техническая база "Звездочка", чей офис находится неподалеку, в городе Полярный.

Сразу оговоримся: не следует путать эту контору с гигантским северодвинским Центром судоремонта "Звездочка", основной продукцией которого уже много десятилетий являются атомные подводные лодки. От подобных подозрений северодвинцы поспешили официально откреститься в тот же день, когда вспыхнул скандал. Впрочем, некоторая связь, очевидно, все же существует. По данным открытой печати, 20% полярнинской "Звездочки" принадлежит-таки ее тезке из Северодвинска. Остальная часть компании в равных долях в собственности генерального директора Федора Барашко и некоей Людмилы Николенко.

Не намеренно ли была создана путаница с двумя "Звездочками"? Это выясняет военная прокуратура. Но совершенно точно, что согласно уставным документам, та "Звездочка", что в Полярном, мало подходит для ремонта крейсерской ядерной энергетической установки. Потому что в документах основным направлением производственной деятельности предприятия значится обработка отходов и лома цветных металлов. На работы в реакторных отсеках нет даже намека. Зато для северодвинской тезки - это основной профиль. Поэтому, когда тебе предлагают заключить контракт от имени "Звездочки", пойди разберись, от какой? От той, которую знает весь мир? Или от безвестных обработчиков цветных и черных металлов?

Хотя, конечно, когда речь идет о сотнях миллионов рублей, заказчикам из Министерства обороны положено все же разбираться. И, как минимум, заглядывать в лицензию. Если не сделано даже это - вопрос о бескорыстии адмиралов из Технического управления флота возникает сам собой.

Тем не менее, контракт на ремонтные работы на "Петре Великом" на сумму 356,1 млн руб. был заключен именно с генеральным директором полярнинской "Звездочки" Федором Барашко. Причем, контракт этот с Северным флотом у предприятия был не первым. В 2008 г. оно получило подрядов от Минобороны на сумму 173 млн. руб. В 2009 г. - еще на сумму 125 млн. руб., в том числе и на ремонт ракетного крейсера "Маршал Устинов". Ну, а потом уже начался финансовый пир жуликов в погонах и без на "Петре Великом". Завершился он так.

Как сообщает Генеральная прокуратура, когда оговоренные сроки ремонта флагмана подошли к концу, гендиректор Барашко подписал акт о том, что заказ выполнен в полном объеме, деньги получены и потрачены по назначению. На самом деле, как выяснили следователи, ЗАО "Звездочка" реально освоено на "Петре Великом" всего около 100 млн. руб. Оставшиеся 265,4 млн. руб. украдены. И ничего не меняет тот факт, что вроде бы генеральный директор эти деньги, как утверждает сам, не присвоил, а потратил на развитие предприятия. Теперь Федору Барашко грозит до 10 лет лишения свободы и штраф в 1 млн. руб.

Однако удивительно следующее. В сообщении прокуратуры нет ни слова об ответственности заказчика - Министерства обороны. Где были, скажем, специалисты Управления государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны? Как будто результаты ремонта только сам исполнитель и проверял. Но акты об окончании ремонтных работ на кораблях подписывают не только представители промышленности. Без подписей военных такой акт - филькина грамота. Деньги по нему никто перечислять не станет. Кто принимал заказ от Минобороны? Об этом не сообщается.

Другой вопрос. Как теперь, после лишь на треть завершенных работ, обстоят дела с ядерной безопасностью на "Петре Великом"? Об этом тоже молчок.

Между тем, как утверждают специалисты, корабельный ремонт давно стал одной из самых коррупционных статей государственного оборонного заказа. Фактов на этот счет в последние годы множество. По словам военного прокурора все того же Северного флота полковника юстиции Евгения Ткачука, в минувшем году большинство уголовных дел там связано с ремонтами надводных и подводных кораблей ВМФ на судоремонтных заводах. Ткачук приводит пример, как две капли воды похожий на произошедшее на "Петре Великом":

- Три года назад Минобороны России заключило с директором судоремонтного завода "Нерпа" Александром Горбуновым госконтракт на ремонт сухогрузного транспорта "Яуза" на сумму 598 млн. руб. Как мы потом установили, министерство выплатило аванс - 569 млн. Однако на ремонт ушла гораздо меньшая сумма, одну часть оставшихся средств Горбунов пустил на решение финансовых проблем завода, а другую присвоил.

Начавшийся в 2008 г. ремонт тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" завершился тем, что подведением его итогов год назад занялась Федеральная служба безопасности. Как разузнали журналисты, ряд лотов на приведение в порядок авианосца достались петербургскому предприятию ЗАО "Обуховское". За 5 дней до окончания своих работ на крейсере ЗАО "Обуховское" подписало с заказчиком некое дополнительное соглашение, по которому объем и сроки исполнения контракта остались неизменными, а вот сумма оплаты за них возросла почти в два раза - до 2 млн. 431 тыс. руб. Кроме того, компании удалось согласовать с начальником технического управления Северного флота Виктором Бурсуком ремонт девятого насоса крейсера за 2 млн. 751 тыс. рублей. Однако данного насоса не существует в принципе - конструкцией судна предусмотрены только восемь таких установок.

В прошлом году скандальные факты привел лидер профсоюзной организации севастопольского судоремонтного завода "Лазаревское адмиралтейство" Владимир Цуркан. По местному телевидению он рассказал, что командование Военно-Морского флота и руководители завода прячут в воду концы истории с невиданным по продолжительности ремонтом большого противолодочного корабля (БПК) Черноморского флота "Очаков" и одной из дизельных подводных лодок. "Очаков" простоял в заводе около двух десятков лет. Подлодка - чуть меньше. Работы на них то начинали, то прекращали. По сведениям Цуркана, всего на ремонт ушла сумасшедшая сумма - около 2 млрд. гривен (порядка 7,5 млрд. руб.).

А недавно это было признано ненужным расточительством. Но не в том смысле, что дорогостоящую волынку пора заканчивать и выводить БПК и подводную лодку в море. Нет, их решено списать на металлолом. Сегодня "Очаков", ободранный и разоруженный, дожидается своей участи у причальной стенки в Инкермане. Лодка неизвестно где. А миллиарды, потраченные на ремонт? Да кто их считает, эти миллиарды?

Спустя месяц после того, как со дна Волги подняли дышавшую на ладан, несмотря на многочисленные ремонты, "Булгарию", вам не страшно это читать?

От редакции:

31 июля в Санкт-Петербурге состоялось празднование Дня Военно-Морского Флота. В акватории Невы, где в Советские времена стройными шеренгами выстраивались эсминцы, большие противолодочные корабли, сторожевики и действующие подводные лодки, выстроились жалкие останки Балтийского флота: десантный корабль "Минск" постройки 1984 года, на смену которому готовы прийти французкие "Мистрали", сторожевик с натовской классификацией фрегат и недостроенная, до сих пор не сданная флоту подводная лодка "Санкт-Петербург". Хорошо хоть ума хватило серию закрыть. Поэтому правильно написали "Санкт-Петербургские ведомости", что главное событие этого дня проходило в Кронштаде, где торжественно освятили колокола для Морского собора Николая Чудотворца.

Помнится, так обожаемый демократами царь Петр Первый переливал колокола на пушки. А теперь пришло время переливать боевые корабли на колокола. Видимо, Министр обороны и Главком ВМФ (вместе с Верховным главнокомандующим) собираются колокольным звоном отпугивать натовские эскадры.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".