РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 336 >> Общество
 

Галина ДМИТРИЕВА
ВАЗ. Стратегия катастрофы

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?3155



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

19 мая сего года городская Дума Тольятти приняла стратегию развития города до 2020 г., основанную на соответствующей стратегии развития АВТОВАЗа. Упомянутая стратегия содержит анализ, в соответствии с которым трудоспособное население Тольятти сократится к 2020 году на 50 тысяч человек!

Откуда нерентабельность?

ВАЗ не дотягивает до своего бизнес-плана, по которому в 2010 г. для достижения рентабельности автогигант должен продать не менее 400 тыс. автомобилей на внутреннем рынке и 50 тысяч - на экспорт. И дело тут не в "плохих машинах" - дело в ценах.

Так, известно, что в Казани "Калина" стоит уже на 50 тыс. руб. больше, чем в Тольятти. И чем длиннее дилерская цепочка, тем выше стоимость автомобилей. "Мы можем устанавливать лишь рекомендованные цены на автомобили. Дилеры - это частные фирмы, и мы им не указ", - говорят люди, близкие к дирекции. И эти же люди в неофициальной обстановке называют криминальными подавляющее число дилерских компаний. На практике получаем, что та же "Калина" появляется на рынке гораздо дороже реальной стоимости из-за спекулятивных накруток. В итоге машины ВАЗа просто вываливаются из своей ценовой категории, и мы получаем "нерентабельность".

Зато ВАЗ опять лезет в долги. Причем самым несообразным путем: "1 апреля АВТОВАЗ договорился со Сбербанком и ВТБ о погашении долга на 28 миллиардов рублей и получении пятилетних кредитов примерно на ту же сумму"! Это - не шутка, а заявление для СМИ президента АВТОВАЗа Игоря Комарова. Причем средства на выплату банкам 28 миллиардов выделяет госкорпорация "Ростехнологии", которая, в свою очередь, получила деньги из госбюджета.

Для тех, кто не понял юмора, поясним. Сбербанк и ВТБ - полугосударственные банки. Деньги берутся из госбю-джета, через госкорпорацию, для погашения кредита в госбанках, то есть государство погасило из бюджета долг завода перед самим собой, только зачем-то "переливая" деньги через "Ростехнологии". Много проще было этот долг просто простить, а не устраивать "круговорот бабла". Но тогда ничего из финансового потока не налипло бы на руки госчиновников.

Не ясна логика правительства - зачем эта схема, почему не дать деньги прямо на производство, если они там так нужны? Только за тем, что повесить на завод новые долги - по процентам и в итоге закрыть его через банкротство? А зачем тогда было полгода назад ВАЗовский долг реструктуризировать? Чтобы показаться красивыми и продемонстрировать "заботу об отечественном автопроме"? Но и это еще не все. До 2020 года, в соответствии все с той же программой развития, одобренной правительством РФ, ВАЗ должен набрать кредитов еще на 43-45 миллиардов рублей. При том что на заводе на данный момент висит более 40 миллиардов реструктуризированного долга. Короче, к банкротству все практически готово. Не достает последнего штриха - провалить план по продажам в 2010 году, чтобы окончательно доказать "нерентабельность" ВАЗа.

Как и когда распилят ВАЗ

Еще немного, и почва будет готова. Можно будет, прикрываясь неминуемым банкротством, приступить к последнему этапу плана ликвидации АВТОВАЗа - реструктуризации. Как сказано в пресс-релизе, опубликованном на сайте ОАО "АВТОВАЗ", 4 марта на заседании совместного стратегического комитета АВТОВАЗ и Renault "обсудили программу развития ОАО "АВТОВАЗ" до 2020 года и концепцию реструктуризации компании (бизнес-план)". Вот, оказывается, какую программу в итоге одобрило Правительство РФ. Разрезать завод по кусочкам и продавать на аукционе эти кусочки, "чтобы выплатить долги", "жертвовать частью, спасая основное производство", и тому подобное, пока не останется ничего, кроме сборочного конвейера Renault на 20 тысяч рабочих мест в лучшем случае.

Сценарий знаком. Так закрывали завод "Москвич", где сначала Renault стала акционером, потом совместно разрабатывали всякие "народные авто", которые так и не сделали, зато произвели "Святогоры", принципиально не продаваемые из-за неустранимого дефекта тонкого днища, а затем "Москвич" объявили нерентабельным и продали по частям. Теперь на этих производственных площадях хозяйничает "Автофрамос", сборочный завод Renault, с персоналом в 2500 человек вместо 6000 рабочих "Москвича". Только, в отличие от Тольятти, Москва не моногород и 6000 - не 70.000.

Если процесс развала ВАЗа не остановить, для Тольятти все кончится уже к 2014 году, а то и раньше. Не зря же в Набережных Челнах строится автозавод на базе Fiat - полный аналог АВТОВАЗа по модельному ряду и ценовой категории, который должен к 2012 году производить 500 тысяч авто, то есть полностью занять рынок, ныне принадлежащий ВАЗу. Между прочим, на строительство данного завода из госбюджета в начале весны было перечислено 9 миллиардов евро.

Путин во Франции услышал то, что хотел. Renault имеет свой интерес в России, и это вовсе не развитие российского автопрома. А Renault тоже собственник ВАЗа. У ВАЗа вообще нет собственника, заинтересованного в сохранении завода. Здесь все реализуют лишь узкокорыстные собственные интересы, кто коммерческие, а кто и политические. По данным из дирекции, к концу 2014 года от ВАЗа должны остаться: крупная штамповка, часть окраски, ОПП, некоторые ремонтные службы и собственно сборка. То есть ровно то, что нужно Renault. Все остальное, в соответствии со стратегией развития, будет выведено из состава ОАО "АВТОВАЗ" и продано "самостоятельным инвесторам на конкурсной основе". То есть, проще говоря, с молотка, а уж захотят новые собственники сохранять рабочие места и вообще производство - решать им. Начать такую реструктуризацию планируется к 2011 году.

Сокращение единовременное или растянутое?

Пока Правительство РФ рассматривало стратегию развала АВТОВАЗа, рабочие завода жили своей все ухудшающейся жизнью. Одних вынуждали увольняться, сидеть месяцами в вынужденном простое на 2/3 зарплаты. Других вынуждали работать все больше, за себя и за товарищей, которые в простое, повсеместно отказываясь оплачивать переработки. И при этой повышенной эксплуатации средняя зарплата почему-то падала, а не росла. Часть рабочих сокращают с их согласия, многим предлагают перевод в рамках ВАЗа, но стараются подбирать самые абсурдные вакансии, например, женщине предлагают работу грузчика. Всего под сокращения, и добровольные, и вынужденные за весну попало 6000 человек. Причем все это администрация завода скрывает. А неофициально признаёт, что последуют новые сокращения, только не сейчас, когда не хватает рабочих рук, а осенью, когда упадут продажи и сократится производственный план. Уже есть информация, что в конце лета и осенью 2010 года будет сокращено около 30 тысяч рабочих. Современная численность работников ВАЗа чуть меньше 71 тысячи человек. Некоторые руководители ВАЗа осторожничают: "Мы не можем сократить 30 тысяч человек единовременно. Это вызовет всплеск социальной напряженности. Сокращение произойдет, но растянуто во времени до 2014 года, чтобы люди успевали как-то устроиться". Но у правительства могут быть и иные планы, ведь не зря Грызлов, возглавляющий фракцию "Единой России" в ГД РФ, заявляет, что "АВТОВАЗ нужно закрыть", а губернатор Калининградской области Боос требует в разы снизить пошлины на ввоз иномарок в Россию. Станут ли они ждать до 2014 года?

Если прогноз по сокращениям на ВАЗе сбудется, к осени на заводе останется менее 45 тысяч рабочих. А если ещё в данных условиях последует реструктуризация с выводом ряда производств из состава АВТОВАЗа, то на самом заводе останется менее 20 тысяч рабочих - как раз для сборки Renault хватит. С коллективами же производств разбираться будут уже новые собственники. Таким разрывом коллектива на мелкие автономные части, где сокращения пройдут не одновременно, власть намеревается нивелировать угрозу социального взрыва в Тольятти. Однако это не спасет город от социального коллапса. Ведь увольняемым все равно некуда будет пойти. Уже сейчас только зарегистрированных безработных в Тольятти более 20 тысяч человек, а если считать по методике Международной организации труда (МОТ), - более 70 тысяч, или более 10% трудоспособного населения Тольятти.Еще 30 тысяч - и каждый седьмой тольяттинец не будет иметь работу, а значит, и источника доходов.

Сохранить завод хотят только рабочие

Очевидным является тот факт, что правительство РФ не способно, либо не желает решать проблему Тольятти. Рабочие места в городе практически не создаются; о них только говорят. Единственным реальным способом избежать катастрофы будет сохранение ВАЗа. И уже понятно, что единственные, кто хочет сохранить завод и остановить социальную катастрофу в Тольятти, - это рабочие. Парадоксально, но если они попробуют это сделать, им придется действовать по "катастрофическому" сценарию - захват контроля над заводом и городом и ультиматум правительству РФ.

Из статьи в газете "Город на Волге"

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".