РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 326 >> Общество
 

О. Сергеев
Без трудового воспитания прорыв нам только снится

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?2954



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Источником силы духа молодого поколения страны Советов был патриотизм - главный ресурс модернизации экономики. В СССР была выстроена мощная инфраструктура воспитания. С каркасом из Дворцов пионеров, музеев, театров, детских железных дорог, клубов юных техников и многого другого. На индустрию духа работали многочисленные печатные и электронные СМИ, библиотеки и читальные залы. Сейчас под напором рыночной стихии эта система полностью разрушена. Патриотизм не существует вне системы трудового воспитания молодежи. Можно вспомнить о решающей роли в японском "экономическом чуде" 70-х молодежных рабочих "кружков контроля качества", давших импульс высоким технологиям массового производства. И вооруженных идеей социалистического соревнования, загубленного и осмеянного российской "демократией".

Угрозу безопасности страны всегда представляли беспризорные. Это отряд, умеющий выживать и действовать в самых суровых условиях. Отряд, ничем не обязанный породившему его обществу, хуже того - озлобленный на это общество. Против беспризорности силовые методы бессмысленны. Главное оружие - высокая педагогика А.С.Макаренко, доказавшая свою эффективность в советское время. Массовое трудовое перевоспитание детей-правонарушителей. Ключом к успеху стали соревновательность, идеологические и духовные факторы работы пионерских и комсомольских организаций.

Трудовое воспитание ликвидировало опасность, исходящую от миллионов беспризорных, и подготовило экономику страны к войне. Цифры впечатляют. Если все население СССР за период с 1926 по 1939 год выросло на 16%, то квалифицированные кадры рабочих выросли в несколько раз: количество токарей увеличилось в 6,8 раза, фрезеровщиков - в 13 раз, станочников - в 14 раз, инструментальщиков - в 12,3 раза, прессовщиков и штамповщиков - в 6,3 раза, монтеров и электромонтеров - в 6,4 раза, рабочих механиков - в 9,5 раза. Непосредственно на производстве в годы войны рабочую квалификацию получили 5228 тыс. человек.

С 1940 года подготовка и трудовое воспитание молодежи в ремесленных и железнодорожных училищах, школах фабрично-заводского обучения (ФЗО) осуществлялись в системе "Трудовых резервов". Мощным инструментом воспитания служили армия и флот. Здесь крестьянские массы осваивали технические средства труда. Особой популярностью пользовались крупные военные корабли - кузница рабочих кадров. Статус и авторитет красноармейца и краснофлотца, отслужившего срочную службу, в те годы были чрезвычайно высоки.

Вторым этапом технологической революции, берущей свое начало в середине 60-х годов, стал синтез достижений микроэлектроники и цифровых методов обработки информации. Если 30-е годы прошли под лозунгом: "Уголь - хлеб промышленности", для индустрии информационных технологий 80-х таким "хлебом" стало программное обеспечение и элементная база микропроцессоров. Высочайшая точность атомной и авиакосмической техники стала доступна сельскому хозяйству и медицине, автомобилестроению и добыче сырья.

Наследием советской индустриальной эпохи остается ресурс познавательных действий и средств. Отказ от этого наследия превратил в "черную дыру" бюджета российскую морскую ракету "Булава" и пресловутый ЕГЭ. А образцом можно считать крошечную Ирландию, где развитие информационных технологий сопровождалось равным доступом граждан к бесплатному, в том числе высшему, образованию, и налоговой поддержкой науки. В результате треть всех компьютеров, производимых в Европе, родом из Ирландии.

Сейчас фронт глобальной конкуренции проходит через патриотическое и трудовое воспитание. Электронные СМИ и пресса сфокусированы на внесение раскола между социальными группами общества. Психологическим воздействием на массовое сознание заставляют отказаться от исторических ценностей, чувства собственного достоинства, гордости за свою страну и от веры в ее будущее. Поощряется индивидуализм и принижается патриотизм.

И вот уже в конце 80-х в японской печати стали обсуждать феномен "новой породы" японцев, родившихся после 1956 года и утративших общинную психологию. Сменившее творцов "экономического чуда" поколение "без темы" потеряло традиционный трудоголизм и перспективу. Оно распалось на группки-"капсулы" из двух-трех человек. Людей апатичных и уходящих от реальности в мир алкоголя, наркотиков и компьютерных грез.

К успеху своей концепции "Стратегического паралича" заокеанские советники российского правительства могут отнести также исключение из Закона РФ "Об образовании" пункта о воспитании, в том числе трудовом и патриотическом. Яростное сопротивление Минэкономики и Минфина принятию первой, "копеечной" в масштабе бюджета госпрограммы патриотического воспитания граждан РФ отбросило страну на 7 лет. За перипитиями противостояния с финансовыми монстрами легко узнаваемы авторы информационных тромбов в энергетике и ракетостроении, образовании и науке, культуре и госуправлении. Те, кто укрылись от ответственности в "Роснанотехнологиях", Сбербанке, коммерческих структурах. Таким горе-менеджерам принадлежат псевдонаучные проекты типа ЕГЭ, принятые под аккомпанемент болтовни политиков.

Подобные подходы, поддержанные СМИ, порождают опасную иллюзию возможности простого решения сложных проблем, что исключает мотивацию к кропотливому труду. Вирус вседозволенности, проникая сегодня во все звенья управления, формирует неисполнительность, что стало серьезной преградой на пути высоких технологий. Интеллектуальный ресурс позволяет России стать участником новой глобальной информационной сети. Но при отсутствии духовной среды патриотического воспитания и единения желаемый прорыв РФ в будущее информационных технологий можно увидеть только во сне. А пока уделом лучших в мире программистов и ученых остается рабский интеллектуальный труд на технологических иностранных "плантациях".

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".