РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 316 >> 
 

Олег СОЛОВЬЁВ
Автопром - на взводе

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?2710



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Сегодня в российском автопроме уволен уже каждый пятый. Согласно информации "АСМ-Холдинга", численность сотрудников на предприятиях российского автопрома сократилась на 22% по сравнению с 2008 г. - осталось всего 315,1 тыс. против 384,6 тыс. человек. За год лишились работы почти 70 тыс. человек. "Под угрозой увольнений находятся 51 622 работника по информации на конец июля", - говорит заместитель председателя профсоюза АСМ Виктор Горенков.

Наиболее тяжелое положение наблюдается на заводах группы "ГАЗ". Только за первое полугодие на нижегородских предприятиях уволено 15 тыс. человек, а до конца года ожидается сокращение еще порядка 10 тыс. На "КамАЗе" в этом году было уволено около 1600 человек. Потеря рабочих мест (и средств к существованию) грозит каждому третьему работнику из 100-тысячного коллектива АвтоВАЗа. Кроме того, руководство тольяттинского автогиганта намеревается с сентября этого года ввести сокращенный режим работы в одну смену. Фактически ползавода не будет работать. В итоге заработная плата рабочих сократится вдвое: теперь им придется учиться жить на 5-6 тыс. рублей в месяц.

Особый цинизм в отношении рабочих проявляют высший менеджмент завода и тольяттинские власти. Нынешний губернатор Самарской области Артяков, будучи директором АвтоВАЗа, имел годовой доход в 1,4 миллиарда (!) рублей. На фоне средней зарплаты рабочего в 12 тысяч рублей это, безусловно, впечатляет. Фонд зарплаты рабочих на "вазовских" предприятиях составляет около 3% от их общего бюджета. А доход одного лишь директора равен примерно месячной зарплате всего 108-тысячного рабочего коллектива. Так что, в принципе, можно было бы не отправлять рабочих АвтоВАЗа в принудительный отпуск, а сохранить за счёт одной лишь директорской зарплаты всё как есть, производя машинокомплекты в запас, с расчетом на то, что осенний спрос на продукцию завода покроет эти расходы с лихвой.

Средняя зарплата на предприятиях авто- и сельхозмашпрома за полгода снизилась на 23,8% (в мае 2009 года она составила 12 884 руб., а в мае 2008 года составляла 16 339 руб.) и оказалась на 30% ниже среднего уровня зарплат по России.

Объем производства автомобильной техники в первом полугодие сократился в 2,6 раза - до 340 тысяч машин (данные "АСМ-Холдинг"). Так, "АвтоВАЗ" выпустил за 6 месяцев 2009 г. 139 404 автомобилей против 384 491 в 2008 г., "Ульяновский автомобильный завод" - 4 661 машину (в 2008 г. - 15 314 единиц), "Ижавто" - 9 797 штук (в 2008 г. - 31 775 единиц), группа компаний "Автотор" - 29 771 штук (в 2008 г. - 55 445 единиц). Темпы выпуска легковых автомобилей зарубежных брендов в России оказались более высокими, тем не менее, они составили только 46,6% к сопоставимому периоду прошлого года. В августе в связи с остановкой ряда ведущих предприятий автопрома ожидается падение производства в 5-10 раз, прогнозируют в "Автостате".

Буржуазные средства массовой информации обеспокоены: массовые увольнения и снижение заработка могут вызвать социальную напряженность в автопроме. Уже прошли митинги в Нижнем Новгороде и Тольятти. Рабочий профсоюз работников "АвтоВАЗа" "Единство" предупредил о возможности более активных выступлений в октябре, когда работники завода получат сокращенные зарплаты.

От решительных требований организованных рабочих АвтоВАЗа национализировать завод, сохранить рабочие места и установить рабочий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью администрации публично открестился М. Шмаков, заявив, что профсоюз "Единство" "не входит в нашу федерацию, мы за ним можем только наблюдать, но не можем не то, что вмешиваться, мы не знаем подоплёку всех этих разговоров и их требований. Но я считаю, что национализация будет ещё губительнее для ВАЗа..." ("Эхо Москвы"). Взамен председатель ФНПР предложил другой проект "защиты трудящихся", который изумил даже либерального либерала А. Венедиктова. Суть его проста: покупателям продукции завода выдать льготные кредиты на покупку автомобилей, а для снижения себестоимости продукции и повышения конкурентоспособности автопрома "освободить" работников предприятия от социалки (от детских садиков, столовых, спортивных комплексов). Более того, Шмаков не останавливается на этом и предлагает в качестве частичной компенсации за "освобождение" от большей части заработка и соцпакета - обеспечивать рабочих "общественными" работами на стороне. Такой вот проект. И всякий сознательный рабочий должен понимать, что такая "защита" есть либеральная защита по либеральному понимаемых интересов рабочего класса.

РКРП призывает рабочих автопрома, всей России решительно отказаться от подобных проектов, которые навязываются обществу рыночными мародерами и идейными наследниками белогвардейцев и власовцев. И перейти к осуществлению собственного красного проекта: пора начать поворачивать движение истории влево.

О. Соловьев,
секретарь ЦК РКРП-РПК по рабочему движению

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".