РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 288 >> Культура
 

Валерий ИСАЧЕНКО
Как "охраняли" памятники культуры до революции

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?2150



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

В 1860 году поэт и драматург А.К.Толстой написал Александру II письмо, которое невозможно читать без волнения и возмущения фактами, о которых свидетельствует писатель. Деятели церкви и "охранители исторической памяти" дали бы очень много, чтобы скрыть от читателей это письмо - своеобразный обвинительный документ. В объективности и честности писателя сомневаться не приходится, а слово - не воробей, вылетит - не поймаешь

Толстой, большой знаток русских древностей, побывав в Москве, Новгороде, Пскове и других старинных городах, с изумлением увидел варварское отношение "святых отцов" к храмам древней Руси. Кто сегодня знает о том, что во второй половине ХIХ века было уничтожено или изуродовано "поновлениями" (так называли ремонтные работы - ведь научной реставрации в ту пору еще не существовало) множество памятников зодчества по всей России?

Было бы несправедливо обвинять в этом только церковь: главным виновником вандализма являлось всеобщее невежество. Ведь интеллигенция в основной своей массе не понимала художественной ценности наших памятников, она привыкла поклоняться "святым камням" Европы.

Толстой пишет царю о том, что в Новгороде и Пскове древние памятники сносят лишь потому, что они "старые" (?!) и заменяют новоделами. Автор этого очерка в 1960-80-х годах видел немало подобных архитектурных монстров. А сколько храмов дошло до нас в искаженном виде! Самый древний храм Ленинградской области - церковь Георгия в Старой Ладоге была, по словам Толстого, "изувечена усилиями настоятеля" вместе с фресками. В те времена древние фрески заменяли убогой масляной живописью - такова была мода. Доброхотные "датели" давали средства на снос древностей Москвы, то же самое делали губернаторы по всей России при поддержке высшего духовенства - "отъявленного врага старины". Вот тогда-то исчезли сотни памятников, которые "пощадили татары и огонь". "Хроническим неистовством" назвал Толстой этот процесс, но царь не услышал писателя - его интересовали не храмы, а лошади и дамы, и процесс продолжался.

Во многих справочниках и монографиях приведены точные даты сноса и искажения памятников зодчества - 2-я половина ХIХ-начало ХХ вв. Так, в широких массах населения внедрялось равнодушие к культуре, варварское к ней отношение, а древние храмы рассматривались лишь как учреждения культа.

Именно как культовые сооружения и символы духовного гнета многие из них сносились в 1920-30-х годах до тех пор, пока лично И.В.Сталин не призвал прекратить снос памятников (заседание Политбюро в апреле 1931 г.)

Строго говоря, во всем этом нет ничего необычного. В первые века церковь с остервенением уничтожала памятники античности как языческие; на кострах инквизиции сжигали не только еретиков; в годы российского "серебряного века" исчезли шедевры барокко и классицизма; шведы после Столбовского мира разрушили древние памятники Новгородской земли, а Петр I - шведский Ниен на правом берегу Невы. Русские князья уничтожали памятники в соседних землях с тем же остервенением, что и татаро-монголы. Свидетельств тому сколько угодно.

Кто сегодня знает, что в том же 1860 году по требованию церкви уничтожили значительную часть "языческих" скульптур Адмиралтейства? Об этом умалчивают и церковь, и СМИ. Может быть, нынешняя РПЦ выделит из своих "скромных" запасов средства на их воссоздание? Как никак архитектурный символ города. Где древнерусская культура - та, которая существовала до принятия христианства? Вопросы риторические. Может быть, РПЦ на них ответит? Ведь в те далекие и не очень далекие времена не существовало ни "этих большевиков", ни "разных прочих" атеистов. Вряд ли, уважаемые читатели, дождетесь ответов от "святых отцов", читайте специальную литературу.

В. Исаченко,
художник
Ленинград

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".