РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 285 >> Культура
 

Валерий ИСАЧЕНКО
Не могу молчать

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?2094



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Так назвал свою знаменитую статью Л.Н.Толстой, и так же можно называть любую публикацию, посвященную нынешним дням. Читая откровения современных правителей, хочется спросить самого себя: "А не снится ли мне все это?" Из всех этих откровений уже можно составить солидный том для книги рекордов Гиннеса. Вот хотя бы высказывания (далеко не все) о "блистательном Санкт (обязательно Санкт!) - Петербурге":

1) "Город должен быть счастлив, что компания №3 в мире, №1 в России приходит в Петербург. И свой шанс мы не должны упустить!" (Это по поводу "ментального небоскреба" на Охте).

2) "Это не историческая зона, а депрессивный район Охты!" (Это о районе, где была земля древнего Новгорода и откуда начинался "блистательный и царственный".)

3) "Историческому центру все это пойдет только на пользу" (оставим без комментариев).

4) "Но покажите мне хотя бы один шедевр, созданный в Петербурге за последние 50 лет!" Что ж, покажем (см. ниже) и не один, а многие десятки шедевров, признанных таковыми не только у нас, но и за рубежом.

5) "Мы уважительно относимся к архитекторам, но у нас в городе нет ни одного шедевра, построенного в последние 20-30 лет". (Ответим ниже).

6) "Вместо реконструкции одного дома можно построить три хороших новых жилых дома" (можно, но где же эти новые "шедевры"?)

7) "Дом культуры, который снесли, он не представлял никакой архитектурной ценности". Это о ДК имени Первой пятилетки, прекрасно спланированном и прекрасно вписанном в пространство после реконструкции 50-х годов, проведенной по проекту зодчих, героев Великой Отечественной войны В.В.Горбачева и М.Л.Файнберга. Это в полном смысле слова преступление, оставшееся безнаказанным.

8) "За время вот советское ни одного нормального театра в городе ведь не было построено, это практически будет первое такое солидное, хорошее здание для театра оперы и балета..." Это о пресловутой 2-й сцене. Абсурдность подобного утверждения настолько очевидна, что незачем его и комментировать.

9) "Но лучше Мариинского театра уже никто не построит..." Спору нет, Мариинский театр - величайший памятник русской театральной и музыкальной культуры, но отнюдь не архитектуры - среднеевропейского уровня. Полезно знать, что до перестройки архитектором В.А.Шретером это было более привлекательное здание архитектора А.К.Кавоса. Взгляните, уважаемые читатели, на совершенно бездарный фасад со стороны Крюкова канала. Это ли шедевр? И насколько лучше был снесенный Дворец культуры с того же Крюкова канала.

А теперь по поводу послевоенной архитектуры Ленинграда, о которой высказалась губернатор, - это ее "мысли" приведены выше. Очень жаль, что она не проконсультировалась с КГИОП и прочими хранителями исторической памяти. Они популярно объяснили бы ей, что после войны в городе появилось столько прекрасных зданий (да только ли зданий - улиц, площадей, набережных, мостов и т.д.), что их простой перечень с указанием авторов и дат возведения занял бы целый том. Впервые (!) в истории города высшее должностное лицо позволило себе оскорбить ради красного словца ставшую уже легендой целую плеяду выдающихся архитекторов, инженеров, строителей, совершивших подвиг Возрождения. Однако главный упрек нужно адресовать не губернатору (в силу ее явной некомпетентности), а тем чиновникам от архитектуры и искусства, которые благоразумно помалкивают, содействуя "процессу, который пошел". Позор главному архитектору города, который заявил, что Морской вокзал не имеет ценности. А таких, как г. Викторов, у нас сколько угодно, и они позорят звание архитектора. Возможно, глядя на них, губернатор и выработала свое мнение об архитектуре, потому что за ее высказываниями отчетливо слышны голоса архитектурной элиты наших дней.

А теперь отвечу на 4-й и 5-й вопросы, и не только губернатору, но главным образом, персонам, страдающим короткой памятью или вовсе не имеющим ее, как, впрочем, и совесть.

На эти вопросы ответить очень нелегко ввиду огромного количества не только первоклассных отдельных зданий, но и целых комплексов и ансамблей. Мне придется перечислять едва ли не все постройки В.Ф.Белова, А.В.Жука, С.И.Евдокимова, Н.М.Назарьина, А.И.Прибульского, Е.М.Полторацкого, А.В.Васильева, Л.Л. Шретера, Н.М.Захарьиной, А.К. Барутчева... Простите меня, дорогие, что я не называю всех - это невозможно в пределах небольшой статьи.

Губернатор предлагает назвать хотя бы один шедевр. Ради бога: комплекс Электротехнического института (подлинное произведение искусства), многие десятки зданий на Лесном, Сампсониевском, Московском, Ленинском, Суворовском (№15-17), Каменноостровском, Пискаревском, Гражданском, Среднеохтинском, М.Тореза, Непокоренных и других проспектах. Это ансамбли Светлановской, Красногвардейской, Заневской, Комсомольской и Кировской площадей, это привокзальные площади в Колпине и Пушкине, Свердловская набережная, Старая и Новая Деревни, дома-пропилеи у Новгородской и Тульской улиц. Надо ли продолжать? Пожалуйста: рынок на улице Дыбенко (можно назвать и другие), ряд прекрасных школ (по индивидуальным проектам), детских садов, спортивных сооружений, получивших известность за рубежом: СКК, "Юбилейный", "Зенит"... За последние советские десятилетия в Ленинграде были построены лучшие за всю историю города больницы (Садовая ул., 126 и многие другие). Для обмена опытом к нам приезжали специалисты из Европы, Азии и Америки, и наши зодчие строили во многих странах мира.

Автору этих строк довелось показывать наш город многим зарубежным зодчим, и надо было видеть, с каким неподдельным интересом и искренней симпатией они рассматривали наши стадионы, спортивные сооружения, а уж о гранитных набережных и мостах и говорить не приходится - после революции их было построено или реконструировано больше, чем за весь предыдущий период. Иностранцев восхищал богатый зеленый наряд города - также достижение советской эпохи, ныне преступно уничтожаемое. За предвоенные 15 лет город удвоил свой жилищный фонд, бывшие окраины стали благоустроенными районами, а после войны эти работы были продолжены в еще больших масштабах. Что такое старый Петербург? Это 1/6 города-героя Ленинграда, и не понимать этого могут лишь слишком толстокожие, глухие и слепые. Какой памятник города самый грандиозный? Это комплекс метрополитена (с 1955 г.), названный когда-то "подземным дворцом", памятник архитектуры, монументального и инженерного искусства. Дворцы культуры, школы, детсады; жилые кварталы Московского и Кировского районов, Охта и многое другое - все это было продолжением великих традиций русской классики. Ленинград вобрал в себя лучшее из наследия старого Петербурга.

Несколько лет тому назад увидела свет изданная на английском языке, богато иллюстрированная книга датского архитектора и ученого Андреаса Морха под интригующим названием "Неизвестный Петербург". Тогда же в датском консульстве открылась выставка под этим названием. Неизвестный Петербург оказался Ленинградом, с памятниками советской эпохи, увиденными чутким и умным человеком. А.Морх ощутил благородство и высокий вкус зодчих Ленинграда и их произведений. И Морх здесь не одинок. Архитектура нашего Ленинграда давно уже отнесена к общечеловеческим ценностям (без кавычек), как и вся культура города. А теперь снова вернемся в нынешнее время.

Как поднялась рука на шедевр - стадион имени С.М.Кирова?! Как можно было изуродовать Приморский парк Победы и уничтожить значительную часть зеленого убранства города?!

Продолжаю перечень: Университетский комплекс в Петергофе, два прекрасных яхт-клуба - на Петровской косе и Гребном канале, один из символов города Морской вокзал и новые набережные Смоленки с красивыми зданиями; это станции метро (и не только 1-й очереди!), комплекс Телецентра, ансамбль площади Победы, три лучшие гостиницы ("Москва", "Прибалтийская", "Карповская"), отдельные здания и комплексы в Автово, Ульянке, Сосновой Поляне...Это два прекрасных Вычислительных центра: на пр.Шаумяна,20 и на Заневском пр.,36. Это аэропорт Ленинград-Пулково...Если этого перечня мало, его можно долго продолжать. Имена творцов этого наследия столь же известны и уважаемы, как имена классиков, да они уже и сами стали классиками.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".