РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 186 >> Прочие материалы номера
 

Юрий СЛОБОДКИН
Блеск и нищета Конституции РФ

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?195



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

I

То, что нынешняя Конституция РФ не была принята в действительном значении этого слова - это исторический факт, который ныне скрывается, затушевывается или обходится молчанием. Однако в свое время его признавал даже Г. Бурбулис. Вскоре после "референдума" он в порыве неосторожной откровенности цинично заявил, что "они эту Конституцию протащили..." через некое интимное место. Уходящее десятилетие не выветрило из "протащенной" Конституции дурной запах, а только законсервировало его. История ее "принятия" изобилует глумливым пренебрежением к элементарным нормам правовой этики и человеческому достоинству.

Провал ползучего путча, связанного с попыткой введения 20 марта 1993 года "особого порядка управления", породил у Б. Ельцина и его приспешников настоящую панику. Она еще более усилилась после того, как при рейтинговом голосовании 29 апреля 1993 года в Верховном Совете РФ по нескольким проектам Конституции наибольшую поддержку у законодателей получил проект Конституции РСФСР, разработанный группой общественных деятелей под руководством автора этих заметок.

К середине мая 1993 г. в поддержку требования о проведении референдума по проекту советской социалистической Конституции было собрано более 1 млн 200 тысяч подписей избирателей, что в соответствии с действовавшим на тот период законодательством делало проведение референдума неизбежным.

В недрах ельцинской администрации был срочно разработан план по организации так называемого "конституционного совещания", под вывеской которого правящая клика хотела объявить о выработке "общего проекта Конституции". За столом президиума совещания 5 июня 1993 года по-хозяйски уселись Б. Ельцин и В. Черномырдин. На проходах и в закоулках Мраморного зала Кремля, где проходило это действо, застыли ребята в черных пиджачных парах, которыми командовал А. Коржаков.

.После Б. Ельцина, распинавшегося о "неконституционности" Конституции РСФСР 1978 года, соблюдать и защищать которую он поклялся при произнесении президентской присяги, слова попросил Р. Хасбулатов, который последовательно выступал за референдум, на который были бы вынесены основные положения трех проектов Конституции РФ, включая проект Конституции РСФСР. Ельцинисты хорошо сознавали, что их проект будет отвергнут подавляющим большинством избирателей. В зале стоял невероятный шум: ельцинское "демократическое" большинство кричало, визжало и топало ногами, требуя не пускать председателя Верховного Совета на трибуну. Несколько раз тот пытался заговорить, но ему не позволили: записные защитники свободы слова и гласности орали как заправские извозчики.

Р. Хасбулатов вынужден был покинуть "конституционное совещание". В знак солидарности с ним из зала по центральному проходу стали выходить и многие народные депутаты. Мне оставалось сделать всего два шага до него, как вдруг охрана потребовала, чтобы я шел к боковому выходу. Естественно, я отказался и тогда дюжие ребята-охранники схватили меня и поволокли вдоль кресел к дальним боковым дверям.

В итоге затея с "конституционным совещанием" провалилась с оглушительным треском: о выработке "общего проекта Конституции" и речи быть не могло.

II

Великой ложью, которая тиражируется в официальных текстах Конституции РФ, в многочисленных работах и учебниках по конституционному праву, является ложь о том, что она была "принята всенародным голосованием". Из более чем 106 миллионов граждан, имевших право участвовать в референдуме, участие в нем приняло менее 50%. Но Центральная избирательная комиссия 20.12.1993 года объявила, что сосчитала "как было нужно": на референдум якобы пришло чуть больше пятидесяти процентов граждан, а "всенародность" поданных за Конституцию голосов аж превысила цифру в 28 миллионов.

При этом ЦИК скрыла, что в 13 республиках из 21,в 19 из 55 областей, краев и автономных округов проект Конституции был отклонен. Бюллетени референдума были в срочном порядке уничтожены, а славно потрудившийся на поприще манипулирования цифрами председатель ЦИК Н. Рябов получил должность посла в Чехии.

По поручению ЦК РКРП ее первый секретарь В.А. Тюлькин обжаловал действия Б. Ельцина и постановление Центризбиркома в Верховный Суд РФ, который, разумеется, "не нашел" оснований для удовлетворения жалобы.

Таким образом, политический, экономический, социальный строй страны на протяжении последнего десятилетия определяется документом, навязанным гражданам ничтожным, по сравнению с общим числом избирателей, меньшинством, во главе которого стояло криминально-компрадорское сообщество.

Само содержание документа, именуемого Конституцией РФ, не оставляет сомнения в том, что его авторы во всю потешались над своими согражданами, когда включали в ее текст дефиниции типа: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ... Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы... Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону" (Статья 3 Конституции РФ). Весь прожитый нами десятилетний период - это очевидное и непрерывное свидетельство насилия над демократическими процедурами конституционного правотворчества, свидетельство циничных и наглых действий по захвату и удержанию власти, надругательство политических дикарей над волеизъявлением народа.

III

Нынешняя Конституция РФ - это эклектичное и совершенно несамостоятельное "творение", представляющее собой сплошные заимствования из Основного Закона для ФРГ, Конституций Франции, Испании, США и других стран, причем не только европейских. Бывший редактор "Независимой газеты" В. Третьяков, которого при всем желании невозможно заподозрить в оппозиционности к существующему строю, вынужден был признать, что "...наша Конституция - предельно денационализированный, какой-то уж слишком правильно абстрактный текст. Может быть Конституцией России, а может - и какой-нибудь совсем другой страны" ("Российская газета", 26.12.2002 г.).

Другой вывод заключается в том, что Конституция представляет собой целое кладбище фиктивных положений, призванных обосновать наличие у нас так называемого "конституционного строя".

Вот некоторые из них.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Но благодаря этой политике более 40 миллионов человек в нашей стране не просто бедствуют, а живут в нищете; число убийств в республике по сравнению с советским периодом выросло в три раза; "социальное государство" породило условия, когда женщины лишаются права на материнство и становятся товаром, когда по стране бродит два миллиона беспризорных и неграмотных детей, когда Российская Федерация заняла "почетное" второе место в мире по числу самоубийств.

В связи с заменой паспортов советского образца на "российские" миллионы наших граждан обнаружили, что верховная исполнительная власть лишила их естественного и неотчуждаемого права "определять и указывать свою национальную принадлежность", хотя оно и закреплено в статье 26 Конституции. Оказывается, в Российской Федерации есть башкиры, татары, удмурты и т.д., поскольку эти республики сумели добиться (и хвала им за это), чтобы в паспорта их граждан вклеивался вкладыш на родном языке с указанием национальности их владельца, но нет такого народа, как русские.

А какому издевательству подверглась статья 36 Конституции РФ, устанавливающая в своей первой части, что "граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю...". По инициативе В. Путина были приняты Земельный кодекс РФ, Закон о введении в действие Земельного кодекса РФ и закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которые буквально растоптали эту статью 36, установив, что землю в частную собственность у нас могут приобретать иностранцы и лица без гражданства.

IV

Мы живем в атмосфере конституционных иллюзий, поскольку мелкобуржуазной психологией заражены значительные слои населения. Многие по простоте душевной склонны верить, что принимаемые законы всегда или почти всегда хороши, а страдает только их практическое воплощение в жизнь. Эти люди никогда не задают себе вопросов о том, чьи интересы призваны обслуживать эти законы.

Особая роль в культивировании конституционных иллюзий в общественном сознании отводится Конституционному Суду РФ, который, якобы, является кладезью юридической мудрости, беспристрастности и полной неподвластности какому-либо политическому давлению. В действительности к нему можно полностью отнести слова, высеченные на стеле, установленной в Вашингтоне перед зданием Верховного Суда: "Верховный Суд прав не потому, что он прав, а потому, что он - Верховный Суд".

Этот орган конституционного контроля уже не единожды демонстрировал свою политическую ангажированность. Она особенно ярко проявилась, например, по делу о толковании части 4 статьи 111 Конституции РФ, которая гласит: "После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную думу и назначает новые выборы". В 1998 году депутаты Государственной думы, убоявшись досрочного роспуска, дали согласие Б. Ельцину на назначение С. Кириенко Председателем Правительства РФ после того, как дважды перед этим отвергли его кандидатуру. Конституционно-правовая норма обязывала Ельцина после отклонения очередной кандидатуры представлять новую, но он, выказывая полнейшее пренебрежение к закону, раз за разом предлагал все того же Кириенко. На третий раз Государственная дума прогнулась, но "прогнулся" и Конституционный Суд, который в своем Постановлении от 11 декабря 1998 года записал, что "...Президент Российской Федерации при внесении в Государственную думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ вправе представлять каждый раз одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата".

Точно так же 11 июня 2003 года Конституционный Суд РФ подавляющим большинством голосов счел "конституционным" ФКЗ "О внесении изменения и дополнения в федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", который резко ограничил временные рамки в пределах четырехлетнего цикла на референдум, считающийся "высшим непосредственным выражением власти народа". Тем самым было сорвано проведение референдума по четырем самым животрепещущим вопросам.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что никакой независимой судебной власти в РФ, в том числе на уровне Конституционного Суда, как, впрочем, и во всех других странах, имеющих "конституционный строй", не существует; что законодательная власть является продолжением и придатком власти исполнительной; что принцип разделения властей - всего лишь лукавство и фикция; что Конституция РФ носит чисто классовый характер и служит подтверждением того, что власть в нашей стране принадлежит самой худшей части буржуазии - ее криминально-компрадорскому слою.

12 декабря 1993 года - печальная веха в истории нашей страны и нашего народа. Так что же вы празднуете, горемычные?

Ю. Слободкин,
кандидат юридических наук, доцент

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".