РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 269 >> История
 

Ольга ЖУКОВА
Как родился "Серп и Молот"

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?1838



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Провокационная шумиха вокруг Священного Знамени Победы показала народу "патриотичность" высшей власти и проверила заодно, много ли в нашей стране осталось здравомыслящих людей, не поддавшихся внушению чужеземной пропаганды.

Из умиротворяющей речи председателя Совета Федерации С.Миронова: "Давайте уважим наших стариков" - можно было сделать вывод, что только ветераны и понимают все кощунство вытравливания серпа и молота со Знамени, под которым они спасли мир от фашистского зверя. А остальным из простого снисхождения и жалости к их сединам остается только потерпеть немного, пока они вымрут. Священное Знамя Победы действительно принадлежит тем, кто честно сражался под ним. Но еще оно принадлежит и всем нам, миллионам потомков бойцов и командиров Красной Армии, по праву считающейся в истории рабоче-крестьянской, народной. И потому символ спайки трудового народа - серп и молот - был и должен всегда оставаться на историческом Знамени.

А многие ли знают историю рождения этой эмблемы?

Одному современному художнику понадобилось изобразить символами государственную концепцию, придуманную графом Уваровым: православие, самодержавие, народность. Творец жаловался: "Православие - крест, самодержавие - корона. А народность - что? Нет, оказывается, в русской истории такого символа! Ну, не лапоть же или соха! Вот если только - серп и молот... Но это из другого, неправославного, несамодержавного времени"

Знаменательно, что впервые только в советский период истории сотворен символ союза крестьян и рабочих - народа как такового. И шепотки вроде того, что ввели его в герб РСФСР и СССР масоны-каменщики, исключаются напрочь, когда узнаешь, что впервые начертал его на красном полотнище художник Замоскворецкого театра Совета рабочих и крестьянских депутатов тридцатилетний Евгений Камзолкин, правнук крепостного крестьянина и православный, чего он не скрывал. Не потому ли созданный по озарению символ - молоток, наложенный перпендикулярно на серп - это тоже крест? Его не все замечали, но принимали сердцем, душой, на подсознательном уровне. Как и знамя красного, червленого цвета, под каким вели сражения еще древние русичи.

Миг рождения символа - канун празднования Первомая 1918 года в Москве - так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна "Мать партизана": "Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:

- А что если попробовать такую символику? - При этом он стал ходить по холсту. - Вот так изобразить серп - это будет крестьянство, а внутри молот - это будет рабочий класс.

Символ смычки рабочих и крестьян в тот же день послали из Замоскворечья в Моссовет, и там отвергли все другие эскизы: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом.

Вот такими, спасительно скрещенными, перенесли серп и молот на государственный герб РСФСР художники А.Н.Лео и Н.А.Андреев, а затем и на государственный герб СССР - художник И.И.Дубасов. К сожалению, имя автора символа вскоре забылось. Лишь к 30-летию Великого Октября в 1947 году любознательные журналисты разыскали его в подмосковном городе Пушкино в скромном бревенчатом домике с березами под окном. "Эту эмблему я рассматривал только как связанную с украшением первомайского праздника, - объяснял Евгений Иванович. - У меня и в мыслях тогда не было, что впоследствии эмблема войдет в наш государственный герб как символ народной власти".

А через два года, в 1950-м, в Москве с большим успехом прошла вторая (первая была в 1938 году) персональная выставка художника Камзолкина - итог его 30-летней работы в искусстве.

...В Московском училище живописи, ваяния и зодчества юному художнику Евгению Камзолкину пророчили большое будущее В.Серов, А.Архипов, К.Коровин, П.Корин. И он принял решение "все подчинить творчеству". Жил уединенно, только писал, писал, писал. Лишь революционные годы вырвали его ненадолго из тихого уголка. Всей душой восприняв лозунг "Искусство - в массы!", он в театре Замоскворецкого Совета рабочих и крестьянских депутатов создавал огромные декорации-панно для спектаклей. В 20-е годы шефствовал над домом беспризорников имени Луначарского. Сам выросший без отца, учил сирот рисованию, учил делать мебель и игрушки. По-отцовски радовался, что у ребят будет хлебная профессия и интересная, наполненная творчеством жизнь. О той боевой молодежи - его картина "Комсомольцы 20-х гг."

Знаменитым он не стал, пожалуй, по причине своего нетщеславного, бескорыстного, независимого характера и стремления к уединенной, тихой жизни. Его часто забывали внести в список Московской организации Союза художников, что значило: в текущем году не будет бесплатных красок, кистей, холстов.

Он тихо ушел из жизни в 1957 году. Его дом, где сестра и друзья создали мемориальный музей, подвергся пожару. Но разве случайно, что сотни людей добивались открытия экспозиции в музее города Пушкино, где разместились многие картины, вещи, дивные предметы быта, сделанные золотыми руками Евгения Камзолкина? Много его полотен хранят областные музеи страны.

...Возвращаемся к тому, с чего начали. Недавно сделана попытка вытравить серп и молот со Знамени Победы по призыву генерала Сигуткина (как ни удивительно, крестьянина по происхождению, начинавшего свой жизненный путь с работы на заводе, при "серпе и молоте" дослужившегося до генерала и воевавшего под красным стягом в Афганистане). Его поддержали партии "Единая Россия" и ЛДПР под безумные вопли Жириновского "Время рабочих и крестьян уже прошло!" (а без них, умник, ты есть станешь генетически измененную сою от американских фермеров?); "Новое поколение россиян не знает, что символизируют серп и молот" (загляни в Интернет, где молодое поколение кроет всех, кто разрушил СССР и теперь уничтожает его символы).

И как бы ни хотелось истребить этот гордый символ трудового народа политдеятелям геростратова племени, он на веки вечные останется на скрижалях мировой истории и в памяти человечества. На звездочках солдат-победителей в Великой войне с фашизмом. На боевых и трудовых наградах наших отцов и дедов. На гербовых печатях, скрепляющих документы мирового масштаба. На монетах и купонах надежной советской валюты, обеспеченной золотым запасом СССР. На красном Знамени Победы великой державы, спасшей мир от фашистского порабощения.

Ольга Жукова,
внучка ветерана Великой Отечественной войны

("Экономическая и философская газета" №20 за 2007 г.)

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".