РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 262 >> Прочие материалы номера
 

А. Широков
Зачем им дороги без "ямочного ремонта"?

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?1712



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Изрядно пошумели в свое время капитализаторы-демократизаторы по поводу неэффективности социалистической плановой экономики. В частности, патологической, мол, ее невосприимчивости к достижениям научно-технического прогресса. Имелось в виду, что уж при рыночной-то капиталистической экономике хозяин-частник жадно хватает эти достижения прямо на лету. Но быстро проявилась истинная цена такого рода сказок про капитализм. Жадности через край, хватательные инстинкты тоже в избытке, а вот насчет всяких внедрений и усовершенствований - извините. Практика дает прямо-таки вопиющие примеры отпихивания капиталистом того, что нужно обществу, но невыгодно ему. Один из таких примеров - печальная история с внедрением нового строительного материала базальтофибробетона.

Идея далеко не новая, к ней уже десятки лет подталкивает сама жизнь. Бетон, без которого немыслимо современное строительство, подобно чугуну, прочен на сжатие, но хрупок на изгиб. Чтобы от такого недостатка избавиться, бетон снабжают металлической арматурой. Прочность на изгиб появляется, но недолговечная, поскольку соединить в одной конструкции бетон и металл - это все равно что запрячь в одну телегу коня и трепетную лань. Разный у них коэффициент температурного расширения, по-разному ведут они себя в жару и в мороз, что неизбежно разрушает и железобетонную плиту, и железобетонный столб, и железобетонную опору моста. Давно стало ясно, что металлическую арматуру надо на что-то менять. И давно нашли на что. На фибру (по латыни - нить), то есть добавку в бетон, придающую ему и прочность, и однородные свойства. Лучше всего для такой цели подходит каменная фибра, а точнее, базальтовая; сырье для нее в буквальном смысле валяется под ногами. Надо его только расплавить и довести до толщины человеческого волоса.

За реализацию такого замысла взялся 6 лет назад со всем упорством и энергией директор ООО "Прогресс" А.Г.Бейзеров, один из питерских предпринимателей. В отличие от абсолютного большинства своих собратьев, для которых после 5-6 лет интенсивной работы на свой карман открываются три дороги - в тюрьму, за границу или на кладбище, у него превалирует желание оставить после себя что-то стоящее. Им и руководствовался, решив вложить почти все свои средства в установку по производству базальтовой фибры. Арендовал кусок земли на промышленной окраине Питера, построил здание цеха, согласовав строительство с 37(!) инстанциями, смонтировал с помощью ученых и компаньонов дорогостоящее оборудование. После многих проб температурного режима, многих доводок и рационализаций у них получилось.

Опытный заводик всего за 20 дней работы выдал 36 тонн базальтовой фибры. Не считанные килограммы, прежде получаемые экспериментальным путем, а полновесные промышленные тонны. Сфера применения материала безграничная. Везде, где что-то строится и возводится. Экономия получается сумасшедшая, никаким расчетам не поддающаяся. Вместо многочисленных переделок и операций по получению металлической арматуры, в конце концов разрывающей бетон, всего одна операция - загрузить камень в печь. Прочность же бетона на изгиб этот превращающийся в фибру камень увеличивает в 2-3 раза, что подтвердили испытания. Что казалось бы еще требуется, чтобы строительная индустрия затребовала перспективный материал? Но не тут-то было.

Короли промышленности стройматериалов на все доводы отвечают: "Зачем нам лишние хлопоты и затраты? У нас и так заказчики в очередь стоят за самым обыкновенным железобетоном". Не желает частник-капиталист тратиться на новинки, если над ним и так "не каплет". Тут нужен государственный подход, государственная программа внедрения, а где их взять?

Но Бейзеров не сдался, решил сосредоточиться на самой насущной, самой очевидной по своей выгоде области применения базальтофибробетона - дорожном строительстве. Уж тут-то заинтересуются! У России ведь, как известно, две беды, и одна из них - дороги. У нас практически все дороги с асфальтовым покрытием. Нормативный срок их службы составляет 4-5 лет. В наших климатических условиях, да при нашем хроническом и грубейшем нарушении технологии строительства получается куда быстрее: в нынешнем году асфальт уложили - в следующем пора ремонтировать. Между тем, дороги бетонные служат по 50 лет, в США их 60 процентов, в Германии - 38 процентов, в Австрии - 46 процентов. Почему бы не строить "бетонки" и нам? А если их строить не просто из бетона, а из базальтофибробетона, то они окажутся еще долговечнее, дешевле и лучше по своим эксплуатационным характеристикам. Вот в этот "колокол" и стал бить Бейзеров, но столкнулся с эффектом глухой чиновничьей обороны.

На словах все признают и нужность, и своевременность, а дело ни с места. Все обращения во властные инстанции встретили вежливые "положительные" отписки. Долгожданным "прорывом" показалось проведенное летом совещание у министра транспорта РФ, когда он распорядился выделить в Ленинградской области участок для опытного строительства дороги из базальтофибробетона. Но непонятным осталось самое насущное - кто выделит средства на данное строительство. А сейчас изготовителя базальтовой фибры, вроде бы выполняя распоряжение министра, повели по новому кругу согласований.

Чиновники лениво перепихивают друг от друга вопрос, демонстрируя, что как-будто никому и не нужно это выгоднейшее для страны новое слово в дорожном строительстве. Ларчик открывается предельно просто. Уложить 1 километр асфальтовой дороги стоит порядка 100 миллионов рублей, и потому столь весомый бюджет у "Росавтодора" ( в 2005 году составлял 126 миллиардов рублей). Кто же своими руками станет снижать затраты, от которых пляшут его оклады и прочее? Потому неофициально кое-кто и заявляет Бейзерову: "Зачем нам твоя дорога, которая пролежит 50 лет? Под нее не получишь деньги на "ямочный ремонт". Народ же, кровно заинтересованный ходить и ездить именно по такой дороге, не представлен в "согласующих инстанциях". И потому имеем на сегодняшний день простаивающую с 2004 года первую в мире (преувеличения нет - в мире!) промышленную установку по получению базальтовой фибры. Покинувших цех специалистов. Директора А.Г.Бейзерова, который продолжает приходить сюда в надежде прорвать все-таки блокаду, время от времени разражаясь гневным: "Бумажки, одни бумажки! Дайте же возможность базальт варить!"

Да не дадут они вам, Александр Григорьевич, базальт варить. Они готовы еще хоть сотню лет делать трескающиеся бетонные плиты и вбухивать сотни миллионов наших денег в "ямочный ремонт" дорог, лишь бы не пострадали их собственные доходы. И тут говори им хоть что про требования времени и про эффективность. В такой "восприимчивости" к прогрессу суть капитализма. Прогресс его интересует лишь в той степени, в какой увеличивает прибыли капиталистов. А если не увеличивает, то он будет тормозить его изо всех сил.

Как тут не вспомнить, по контрасту, социалистическую экономику сталинского периода, пока ее не извратили попытками скрестить социализм с капитализмом, типа "косыгинской реформы". В той, построенной на социалистических принципах экономике во главу угла ставился показатель снижения затрат. И уже по этому признаку такая экономическая система открыла бы сегодня дорогу базальтофибробетону.

Она служила человеку!

Система другая, сегодняшняя, человека заставляет служить системе, делает его средством обогащения одних за счет других.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".