РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 260 >> Культура
 

М. Юрьева
Неправильная вера

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?1682



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Хотелось бы сказать несколько слов по поводу широко разрекламированного, даже якобы очень тепло воспринятого зрителями, фильма Павла Лунгина "Остров".

Однако известно, что сам исполнитель главной роли, Петр Мамонов, отозвался о фильме как о довольно неглубокой и даже примитивной вещи. При этом актер искренне изумлялся над тем парадоксом, что в кинозале зрители плачут, а в жизни, наблюдая куда более трагические вещи, практически никак на них не реагируют. В этом он абсолютно прав, но мне бы хотелось обратить внимание еще на саму основу, на сценарий. В изложении людей, как смотревших, так и не смотревших фильм, сюжет заключается в том, что один подлец, предатель Родины, под дулами немецких автоматов застрелил своего героически презревшего возможную смерть товарища, а потом всю жизнь раскаивался и переживал этот момент до такой степени, что сам приобрел чудодейственные способности. Все это, надо понимать, произошло не без божьего вмешательства, потому как вопреки каким либо материалистическим объяснениям, отец Анатолий определил место нахождения в Европе солдата, якобы погибшего в Великую Отечественную войну, поставил на ноги мальчика, перед болезнью которого спасовала официальная медицина, сохранил жизнь будущему человечку, удержав силой слова мать от решения сделать аборт и т.д. При этом сам чудотворец, слава о котором разошлась далеко, все также глубоко страдает от свершенного греха и все больше и больше истязает свою плоть, все больше винится перед Богом и людьми. Такая жизнь возвышает его и над Иовом, и над самим настоятелем Филаретом, которые оказались не только слабы верой, но и страдали простыми смертными грехами.

В конечном итоге судьба посылает ему чудесным образом спасшегося того самого боевого товарища, в которого он стрелял. Этот офицер привозит на остров для лечения дочку, которая после трагической смерти своего мужа-подводника находится в состоянии душевнобольной или, выражаясь языком монаха, является бесноватой. С помощью своих свыше спущенных способностей мученик изгоняет бесов из тела дочери, тем самым спасая и осчастливливая отца, а заодно и получая собственное спасение, узнав, что товарищ его давно простил, считая погибшим в тот же день их последней встречи. С чувством облегчения монах принимает смерть и идет на встречу с Всевышним.

Таким образом получается, что не герои спасли страну и мир, не жестокая борьба со злом и подлостью здесь на Земле, а страдания и переживания подлеца, предателя, дезертира, которые сделали его в глазах простых смертных благодетелем.

Не берусь судить о художественных достоинствах картины и тонкостях игры актеров, но думаю, что основная идея, заложенная создателями фильма, изначально порочна. Это мысль о том, что любой грех и любое преступление, вплоть до убийства, можно замолить перед всепрощающим Богом. И стоят в храмах, неумело держа свечку в руках воры, предатели, взяточники, сделавшие щедрый дар отцам церкви и уверенные, что как молитвой, так и денежными знаками можно искупить вину.

В своем интервью режиссер Павел Лунгин сказал, что каждый мог, оказавшись на месте Анатолия, поступить также и расстрелять своего товарища. Неправда! Далеко не каждый. Альтернатива есть всегда. Да и грех предательства можно было искупить на передовой, не слезами, а кровью. Не забывайте, что "герой" (а в фильме он является героем, а не просто персонажем!) - солдат Советской Армии.

И еще. Нам пытаются внушить веру в чудо. Чудо, которое может спасти от всего. В него надо только поверить. Поверить в то, что молитвы, покаяние и слезы спасут Россию, в которую, как и в молодую вдову в фильме, "вселился бес". Не верьте, не спасут.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".