РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 260 >> Культура
 

В. Лукьянов
Девятый Обелиск

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?1680



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

От редакции:

Буржуазные власти города давно уже снискали себе славу Герострата, последовательно уничтожая и исторический центр города, и выдающиеся памятники советской архитектуры. Достаточно вспомнить, с одной стороны, уплотнительную застройку и яму у Московского вокзала, а с другой - уничтожение ДК им. Первой Пятилетки, стадиона им. С.М. Кирова, да и Приморского парка Победы в целом и т.д. и тп.

Но геростратам неймется. Вновь будируется заглохший было вопрос о строительстве торгового комплекса под площадью Восстания и переносе куда-то на задворки Обелиска городу-герою Ленинграду. Видимо, немеряно денег у тех, кто лоббирует эту преступную затею, а уж чиновников, от которых зависит принятие окончательного решения, как показывает жизнь, в недостатке жадности не упрекнешь. Предлагая вашему вниманию статью одного из авторов Обелиска об истории его создания, выражаем надежду, что коллективные действия всех честных граждан города не допустят очередного акта вандализма.

"... И даже тем, кто все хотел бы сгладить
в зеркальной, робкой памяти людей,
не дам забыть, как падал ленинградец
на желтый снег
пустынных площадей..."

Ольга Берггольц

В начале 1983 года в Смольном у Первого секретаря обкома КПСС Л.Н.Зайкова проходило заседание по вопросу подготовки города к 40-летию Победы. Среди прочего говорили, что к знаменательной дате нужно установить Обелиск городу-герою Ленинграду, как положено по Указу Президиума Верховного Совета СССР. Хотя Ленинграду присвоили звание Героя ещё в 1945 году, наш обелиск станет только девятым по счету. На заседании присутствовал главный художник города Александр Иванович Алымов, и к нему, собственно, эти слова были обращены.

В то время я работал в Главном Архитектурно-планировочном Управлении. Помню, в день Советской Армии, 23 февраля 1983 года, Александр Иванович поручил мне разработать эскизы обелиска. Тема была мне близка. Мой отец всю войну проработал в Ленинграде, он рассказывал, как видел из окон штаба: Александровская колонна раскачивается, когда бомбы падают на Дворцовую площадь. Именно раскачивается, а потом опять становится на свое место. Я сейчас думаю, что возможно эти воспоминания отца и вызвали мой интерес к монументам.

Поиски композициии "Девятого обелиска", как мы его называли между собой, начались. Задача состояла в том, чтобы монумент создавал в самом центре города место, где сознание человека могло бы отключиться от сутолоки и городского шума. Чтобы хоть на мгновение человек вспомнил тех, кто жил на свете до нас, вспомнил о самых трагических за всю историю Петербурга-Петрограда-Ленинграда 900 днях блокады. Мы хотели создать обелиск как благодарность ленинградцам, которые приняли на себя удар во время войны.

Многие районные руководители стали предлагать свои площади для установки монумента, все были заинтересованы, чтобы такой важный объект оказался в их районе. Поэтому на самом первом этапе площадь Восстания числилась лишь одним из вариантов. Но постепенно, по мере продвижения эскизного проекта, у руководителей города появлялась уверенность, что обелиск должен стоять именно на площади Восстания. И не только по композиционным соображениям.

Московский вокзал - "главные железнодорожные ворота города". С этого вокзала летом 1941 года уходили поезда с эвакуированными детьми, с этого места "летучки" доставляли боеприпасы на линию фронта, который подходил к Колпино. На площади перед Московским стояли ДОТы, а Ольга Берггольц в своих стихах уже предвосхищала, как здесь будут встречать ленинградцев-воинов после Победы. Начиная с 1945 года, площадь задумывалась как мемориальная зона, посвященная героическому прошлому нашего города, что отразилось в художественном образе станции метрополитена "Площадь Восстания".

Первый эскиз обелиска перед Московским вокзалом я сделал 12 марта 1983 года (этот лист вместе с другими материалами к проекту находится в музее Истории Города). В конце марта проектирование уже началось по разным направлениям. Руководил всем нашим творческим коллективом и координировал работу А.И.Алымов. Я разрабатывал композиционные варианты, архитектор В.М. Иванов и сотрудники его группы уточняли планировку. Скульптор А. А.Киселёв сделал первый объемный макет.

27 мая 1983 года все материалы по предварительному проекту монумента мы привезли в кабинет начальника ГлавАПУ Б.П.Усанова. После долгих обсуждений и уточнений, что было перед вокзалом до и после войны, эскизный проект одобрили, и 21 июля мы его отвезли в Смольный. Первому секретарю Обкома. Л.Н.Зайкову работа вполне понравилась. Лев Николаевич сказал, показывая на перспективу: "Пусть все будет, как на картине".

Руководство города нам объяснило, что денег на сооружение выделят немного, к тому же сроки ограничены. Поэтому на последних эскизах нет скульптур и большой мемориальной зоны; остались только геральдическая композиция и медальоны-горельефы с изображением этапов военных лет в Ленинграде. Сечение Обелиска, которое поначалу было квадратным, сделали пятиугольным (такой обелиск более гармонично выглядел на трапециевидной площади). К окончанию проектирования сечение верхней основной части приняло форму пятиконечной звезды. Такая форма создавала дополнительные световые эффекты, что особенно важно для серого гранита. При такой огранке он становился более заметным на фоне ленинградского неба.

Пятиконечная звезда, завершающая монумент, как и венок вокруг композиции, тоже появилась после долгих поисков. Поначалу как-то не находился образ завершения. Но вот в конце 1983 года вышел кинофильм "Детский сад", где рассказывалось о войне. На первых кадрах молодой красноармеец покрывает кремлевскую звезду защитным маскировочным чехлом, а в конце фильма этот же парень сбрасывает брезент и на фоне голубого неба загораются рубиновые грани. (Кстати, возможно, не все знают, что автор звезд на кремлевских башнях - замечательный театральный художник Ф. Ф.Федоровский.) По положению о Городах-героях Золотая Звезда должна обязательно входить в композицию монумента. Мы долго искали ей место, и вот оно определилось. Точно также укрепляли фанерную звездочку на скромных солдатских обелисках. В этом нет ничего нового. А нам и хотелось, чтобы монумент выглядел так, словно его сформировало Время и ленинградцы, пережившие войну.

20 июля 1984 года на площади Восстания прошла примерка макета в натуральную величину. Сорокаметровую конструкцию передвигали по площади, уточняя высоту и место. После небольшой корректировки архитекторы, скульпторы и инженеры-строители приступили к завершающему этапу.

Прошло уже много лет, а я с каждым годом все больше удивляюсь замечательной работе, которую проделали специалисты, так точно вырубившие ствол очень сложной конфигурации. Они сделали по существу огромное ювелирное изделие, которое потом было вставлено в скромную бронзовую оправу. Это второй в нашем городе гранитный монолит такого размера после Александровской колонны.

В прошлом году у меня был случай, когда мальчишки, катавшиеся на роликах вокруг обелиска, мне заявили, что этот памятник здесь поставили после войны. Значит, художественный образ мы нашли верный! Нам ведь и хотелось сделать памятник, выдержанный в традициях героического времени.

Сейчас поражает даже то, что от самого первого эскиза до торжественного открытия прошло неполных 15 месяцев. Так четко была организована работа огромного коллектива. Только я насчитал около сотни человек, трудившихся над сооружением. А сколько ленинградцев, о которых я даже не слышал, тоже участвовали в его создании.

8 мая 1985 года Л.Н.Зайков сказал: "В числе первых наш город был удостоен Звания Героя. Отныне об этом будет напоминать Золотая Звезда, венчающая гранитный обелиск"

Прошло больше 20 лет. Но каждый раз, когда прохожу по площади Восстания, я на минуту отвлекаюсь от суеты и вспоминаю. моих родителей, которых в Ленинграде застала война. И вспоминаю замечательных фронтовиков А.И.Алымова и В.М. Иванова, с которыми с удовольствием работал и у которых научился возвышенному отношению к жизни..

В. Лукьянов,
член Союза архитекторов СССР

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".