РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 258 >> Прочие материалы номера
 

Виктор ТАБОЛИН
Кто те "отечества отцы, которых мы должны принять за образцы"?
Фашиствующий религиозный философ преподносится в роли духовного наставника нации

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?1643



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Российские власть имущие изыскивают все новые средства для духовного оболванивания и закабаления народа. К ним относится инспирированное президентской администрацией формирование разнообразных политизированных организаций в поддержку "курса Путина", внедрение религиозного "просвещения" в систему образования, попытки цензурирования информационного пространства СМИ и Интернета, к этому же ряду следует отнести попытки духовной реанимации некоторых фигурантов исторического прошлого нашей страны. На пьедестал возносятся религиозные публицисты Иван Ильин, Сергей Булгаков, Николай Бердяев, "рыцари" белого движения адмирал Колчак, барон Врангель, генералы Корнилов, Марков, Каппель и иже с ними.

Особую благосклонность власть проявляет в отношении Ивана Ильина. Его книги заполнили полки книжных магазинов, архив И. Ильина за 60 тысяч долларов передан России Мичиганским университетом (США). Наконец, в минувшем году в Донском монастыре в Москве с помпой прошло перезахоронение праха И. Ильина. Второй год подряд президент В. Путин использует в выступлениях цитаты Ильина, являя таким образом последнего своим интеллектуальным наставником. Еще бы! Ведь Иван Ильин утверждал, что русский народ "окажется неспособным к осуществлению демократического строя" и его "может повести только национальная патриотическая ... - воспитывающая и возрождающая - диктатура", предлагал поделить Россию на "активно стоящее ядро" и "политическую чернь", "остальных", не имеющих "права слагать государственную волю", что звучит словно припев к пресловутой концепции "Управляемой демократии", ставшей знаменем президентской администрации. Очевидно привлекает внимание Кремля и ярый антикоммунизм Ильина.

Удивительное дело, но на Ильина "повелись" и отдельные представители левого лагеря. Положительно о "патриоте Ильине" отзывается лидер КПРФ д.ф.н. Геннадий Зюганов: "Среди религиозных мыслителей наибольшее влияние на меня оказали Иван Ильин и петербургский митрополит Иоанн" (Святая Русь и кащеево царство. М., 2003, с.75); "Я ... не раз обращался к философскому наследию И.А. Ильина, внесшего свой весьма ощутимый вклад в разработку идеологии российского государственного патриотизма" (Россия - Родина моя... М., 1996, с. 397). Другой "левый" д.ф.н., ученый "социалистической ориентации" Е.Ф. Солопов в своей монографии "Социализм XXI века" неоднократно цитирует И. Ильина и заключает, что наследие последнего "необходимо современным русским патриотам, а значит и современным русским... марксистам".

Между тем, после высылки за пределы СССР Ильин поселился в Германии, где преподавал в т.н. Русском институте, тесно связанном с Международной лигой борьбы против III Интернационала. Эта Лига - международное объединение ультраправых организаций, куда помимо прочих входили и гитлеровская НСДАП, и фашистская партия Муссолини. На счету Лиги не только правая пропаганда, но и непосредственно фашистский террор, например, в Болгарии, Венгрии, Румынии.

Настоятельно рекомендуемый "современным русским патриотам" деятель отнюдь не чурался "коричневых" соседей, а напротив, проявлял откровенную симпатию к ним.

1933 год. В Германии нацисты приходят к власти. В мае в Париже выходит статья Ивана Ильина "Национал-социализм. Новый дух". В ней автор утверждал: "Европа не понимает национал-социалистического движения. Не понимает и боится. И от страха не понимает еще больше. И чем больше не понимает, тем больше верит всем отрицательным слухам, всем россказням "очевидцев", всем пугающим предсказателям. Леворадикальные публицисты чуть ли не всех европейских наций пугают друг друга из-за угла национал-социализмом и создают настоящую перекличку ненависти и злобы.

Прежде всего я категорически отказываюсь расценивать события последних трех месяцев в Германии с точки зрения немецких евреев, урезанных в их публичной правоспособности... Германский национал-социализм решительно не исчерпывается ограничением немецких евреев в правах...

Я отказываюсь судить о движении германского национал-социализма по тем эксцессам борьбы, отдельным столкновениям или временным преувеличениям, которые выдвигаются и подчеркиваются его врагами. То, что происходит в Германии, есть огромный политический и социальный переворот... Это есть движение национальной страсти и политического кипения, сосредоточившееся в течение 12 лет, и годами, да, годами лившее кровь своих приверженцев в схватках с коммунистами. Это есть реакция на годы послевоенного упадка и уныния: реакция скорби и гнева. Когда и где такая борьба обходилась без эксцессов?.. Мы советуем не верить пропаганде, трубящей о здешних "зверствах"... Те, кто жили вне Германии или наезжали сюда для обывательских дел и бесед, не понимают, из каких побуждений возникло национал-социалистическое движение. Весь мир не видел и не знал, сколь неуклонно и глубоко проникла в Германию большевистская отрава... Страна, зажатая между Версальским договором, мировым хозяйственным кризисом и перенаселением,.. медленно сползала в большевизм. ...Коминтерн на каждой конференции предписывал удвоить работу и торжествующе подводил итоги. Ни одна немецкая партия не находила в себе мужества повести борьбу с этим процессом... Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе... Пока Муссолини ведет Италию, а Гитлер ведет Германию - европейской культуре дается отсрочка... Гитлер взял эту отсрочку прежде всего для Германии. Он и его друзья сделают все, чтобы использовать ее для национально-духовного и социального обновления страны. Но взяв эту отсрочку, он дал ее и Европе. И европейские народы должны понять, что большевизм есть реальная и лютая опасность; что демократия есть творческий тупик; что марксистский социализм есть обреченная химера. ...Демократы не смеют называть Гитлера "узурпатором"; это будет явная ложь. ...это переворот не распада, а концентрации; не разрушения, а переустройства... И что более всего замечательно, - вызывающий во всех слоях народа лояльное повиновение.

...То, что совершается, есть великое социальное переслоение; но не имущественное, а государственно-политическое... Удаляется все, причастное к марксизму, социал-демократии и коммунизму; удаляются все интернационалисты и большевизаны; удаляется множество евреев...

"Новый дух" национал-социализма имеет... положительные определения: патриотизм, вера в самобытность германского народа и силу германского гения, чувство чести, готовность к жертвенному... дисциплина, социальная справедливость и внеклассовое, братски-всенародное единение. Этот дух составляет как бы субстанцию всего движения; у всякого искреннего национал-социалиста он горит в сердце, напрягает его мускулы, звучит в его словах и сверкает в глазах... Словом - этот дух, роднящий немецкий национал-социализм с итальянским фашизмом. Однако не только с ним, а еще и с духом русского белого движения. ...основное и существенное единит все три движения: общий и единый враг... Несправедливое очернение и оклеветание его (национал-социалистического движения - прим. В.Т.) мешает верному пониманию, грешит против истины и вредит всему человечеству".

Апологеты Ильина могут возразить, мол, ученый в 1938 был арестован гестапо, а потому он - в числе жертв нацистского режима и чуть ли не борец против него. В связи с этим можно сказать, что биографические источники по Ивану Ильину указывают, что тут имело место некое недоразумение или корыстный расчет гестаповцев, во всяком случае вышел он на свободу после внесения за него Сергеем Рахманиновым солидного выкупа. Во всяком случае даже нахождение в гестапо не сильно повлияло на отношение Ильина к фашизму. Прошло пятнадцать лет после 1933 года, минула Вторая Мировая война, состоялся Нюрнбергский трибунал, но уже в 1948 году Иван Ильин дает собственную оценку фашизма:

"Фашизм возник как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма - это было явлением здоровым, необходимым и неизбежным... Выступая против левого тоталитаризма, фашизм был, далее, прав, поскольку искал справедливых социально-политических реформ...

Наконец, фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства..."

Указывая "на отдельные ошибки" фашизма, Иван Ильин напутствует: "Будем надеяться, что и русские патриоты продумают ошибки фашизма и национал-социализма до конца и не повторят их", советует будущим социальным и политическим движениям подобного рода "избирать другое наименование".

Думаю, в особых комментариях эти две обширные выдержки из текстов Ивана Ильина не нуждаются. Они достаточно полно характеризуют политическую, "научную" и нравственную позицию и автора, и претендентов на сомнительную роль его последователей.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".