РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 246 >> Образование
 

В. Баранов
Какая система образования нужна России сегодня?

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?1449



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

После уничтожения Советского Союза мировая буржуазия устремилась к реваншу. Во всех странах усилилось наступление капиталистов на права трудящихся, восстанавливается примитивная первоначальная форма капиталистических отношений - крайний индивидуализм частного собственника. Они называют это либерализацией. Буржуазный либерализм - это известные принципы "война всех против всех", "живи одним днем", "после нас хоть потоп" и т.п. Либерала-индивидуалиста не интересуют не только потребности всего общества, но и потребности его собственного класса как целого. Всякие "сверхиндивидные структуры" для него просто не существуют. Только собственные сиюминутные интересы, только "здесь-и-сейчас" происходящее. Только урвать и пожрать, предельный классовый паразитизм.

У либералов нет даже буржуазного национализма, то есть заинтересованности в укреплении страны. Прожрём эту страну, распродадим её богатства, оставим здесь пустыню - ничего страшного, переметнёмся в другую. Типичная логика паразитов. Такая непатриотичная буржуазия называется компрадорской, по-русски - торговой, или лучше - торгашеской. Экономическая политика компрадорской буржуазии - это так называемый монетаризм - давать народу как можно меньше денег, облагать население как можно большими налогами, свести практически к нулю общественные фонды, совершенно не регулировать цены, максимально приватизировать собственность, перевести на коммерческую основу всё, что можно и нельзя: и культуру, и медицину, и спорт, и армию, и отношения в семье, и образвание - всё должно принадлежать частным собственникам и быть предметом их торгового оборота. Именно этот слой буржуазии пришел сегодня к власти в нашей стране.

Существует и другой слой внутри буржуазного класса - национально ориентированные собственники. Они хотят жить здесь, в этой стране. Они даже называют её своей страной, своей в смысле их собственности на эту страну. Они хотят жить здесь долго и оставить своё добро своим детям и внукам. Они склонны беречь природные и людские ресурсы своей страны, развивать её производительные силы, в том числе и человеческую производительную силу. Они стремятся крепить военную мощь своей страны. В экономической политике они призывают использовать так называемое кейнсианство: давать народу высокие зарплаты, что обеспечило бы его платежеспособный спрос и тем самым стимулировало производство, снижать налоги на собственников.

Это длинное введение понадобилось мне для того, чтобы разобраться в полемике, которая ведется сегодня в нашей стране по вопросу о том, какая система образования нужна в России сегодня. Всем известно, что в СССР была лучшая в мире система народного образования. Наши ракеты и космос, наши математики, сделавшие, эмигрировав в США, мировую компьютерно-информационную революцию, наши "мозги", перекачиваемые до сих пор на Запад и обогащающие буржуев всего мира - это исторические факты. Также фактом исторического значения является и то, что эта система образования последовательно уничтожается сегодня в нашей стране собственным правительством и непосредственно - министерством образования. И причина такого разрушения прозрачно понятна: система образования чрезвычайно "затратна" и капиталоёмка, в ней вращаются миллиарды, и эти огромные деньги можно, во-первых, просто экономить, не выделяя их из бюджета, а, во-вторых, можно за счет приватизации этой сферы колоссально нажиться, присосавшись к циркуляции в ней денег частных лиц - родителей учащихся и студентов.

Такое происходит сегодня во всем мире. Либерально-компрадорская буржуазия, "окончательно" победив социализм, своим всемирным реваншем как ржавчина разъедает сложившиеся системные структуры во всех странах. Идет одичание человечества, откат назад, к ХVIII веку. Волны истории - нешуточное дело, здесь века - обычная амплитуда.

Вопрос о судьбах образования в России обсуждался на специальном симпозиуме "Образование - для всех", проходившем в рамках Социального Форума накануне "саммита восьмёрки", 14 июля 2006 г. в Петербурге. Целью симпозиума было принять и предъявить саммиту предложения и требования общественности по недопущению развала системы образования в РФ и по её дальнейшему развитию.

Симпозиум проходил в фешенебельном Малом зале Санкт-Петербургского Научного Центра Академии Наук РФ. Присутствовали примерно 50 человек, выступили 18. Приняты "Основные положения Программы развития российской системы образования", которые были направлены в адрес саммита. Участники симпозиума - профессора, научные работники, депутаты Государственной Думы и других уровней, представители левых политических партий и общественных движений. Вели обсуждение известные в оппозиционной среде О. Н. Смолин, А. В. Бузгалин, С. К. Комков.

В докладах ведущих симпозиум и в выступлениях его участников было представлено бедственное, катастрофическое состояние системы образования в нашей стране. Власти (слово "буржуазия" не употреблялось) переводят эту систему на коммерческую основу. В результате население (слово "трудящиеся" тоже звучало редко) будет получать только минимальную подготовку для умения обслуживать современную технику, а высшие уровни управления и создание новых технологий будут осуществляться специалистами - выходцами из среды высоко обеспеченных граждан. Это - так называемая элитная концепция образования, и она в корне несправедлива и разрушительна для страны - и прежде всего тем, что ведет к резкому расслоению населения, что чревато социальными потрясениями и взрывами.

Снижается финансирование системы образования. Если в СССР на образование выделялось более 7 процентов от валового внутреннего продукта и в развитых странах сегодня выделяется примерно столько же, то в РФ сегодня в образование инвестируется менее трех процентов от ВВП, который, кстати, в десять раз меньше, чем был в РСФСР. Растет число платных мест в вузах, оно уже превышает 50%. Этим нарушается Конституция страны, гарантирующая право всех граждан на получение высшего образования. Нигде в мире нет налогов на образовательные учреждения, у нас же отменяются льготы по налогообложению школ и вузов. Сегодня через Государственную Думу продавливается Закон о коммерциализации школ и вузов, превращении их в АУ - "автономные учреждения", то есть закон о приватизации школ, вузов с дальнейшим полновластием их собственников. В системе образования растет коррупция, которой в значительной мере способствует насильственно вводимая (и отвергнутая во всем мире) система ЕГЭ - единого государственного экзамена.

Развитые страны переходят к всеобщему высшему образованию с последующим регулярным послевузовским переобучением всего населения, а в РФ снижен обязательный образовательный уровень с 10-летнего до восьмилетнего. В результате развала школы и нищеты народа до трех миллионов детей школьного возраста не посещают школу. В самой школе снижается уровень здоровья детей, среди выпускников школ уже нет детей, не имеющих тех или иных хронических заболеваний.

В документе, принятом симпозиумом, указывется, что его участники категорически против приватизации образовательных учреждений в любой форме, против внедрения единого государственного экзамена (ЕГЭ), требуют выделения на нужды образования не менее 10 процентов от валового внутреннего продукта плюс не менее половины средств стабилизационного фонда (т.е. около 500 млрд руб), требуют повышения зарплат и пенсий учителям и особенно преподавателям вузов, повышения стипендий студентам не менее, чем в два раза, повышения детских пособий до размера прожиточного минимума в семьях с уровнем жизни ниже прожиточного минимума, требуют принять все необходимые меры по искоренению детской беспризорности, принять меры для обеспечения всеобщности и обязательности полного среднего образования. Наконец, необходимо не просто обеспечить доступное и качественное образование для всех, но и содействовать формированию личности представителей подрастающих поколений, "обеспечить гармоническое развитие личности Человека.

Все эти "предложения и требования" на первый взгляд кажутся здравыми и уместными. Хорошие предложения. В самом деле, надо же как-то спасать уничтожаемую "властями" систему образования. Но тем не менее, слушая и читая все эти предложения, невозможно отделаться от чувства неудовлеворенности. На каком языке все эти люди пишут и излагают свои мысли? Что это за птичий язык, чей он и кому он служит? И разве нет других языков? Ведь есть!

Позиция документов и речей участников симпозиума является лишь попытками кейнсианских поправок к стихии индивидуалистического либерального монетаризма, пожирающего сегодня нашу страну. Люди не борются со злом, а лишь выбирают из двух зол то, которое им кажется меньшим. Но ведь это позиция национально ориентированной буржуазии. Участники симпозиума по существу идентифицировали себя с этим классом. Субъективно они считают себя коммунистами (члены КПРФ), социалистами, выразителями интересов трудящихся.

А у трудящихся ведь интересы вовсе не в том, чтобы сохранять, развивать производство или поддерживать себя как призводительную силу, дающую "устойчивое развитие" существующей эксплуататорской системы. Интересы трудящихся в том, чтобы сбросить со своей шеи ярмо этой эксплуатации. Интересы трудящихся - революция, прогресс, новая формация, коммунизм. И интеллигенты, если они сторонники трудящихся, должны делать только то, что приближает эту революцию. Так ставили и решали вопросы большевики времён Ленина. Нравственно только то, что служит коммунизму.

Никто из участников симпозиума этого не понимал. Все были парализованы сегодняшним и стремились выйти из него абы куда. Стратегической цели - коммунизма - у них не было, отсюда и заимствование тактики у национальной буржуазии.

Заключая симпозиум, профессор Бузгалин призвал всех его участников к активности в борьбе за прогрессивное преобразование школы. Каждый из нас, сказал он, должен хотя бы несколько часов в неделю находить для этой столь остро необходимой работы. И кто этого делать не будет - заключил он риторическим приёмом - тот пусть не спрашивает, по ком звонит колокол: он звонит и по тебе. Сомнительное, двусмысленное предложение. Получается, что пусть капиталисты, используя огромные финансовые и организационные возможности, в свое рабочее время, получая за это зарплату, будут уничтожать страну, а мы своими добровольными усилиями, на общественных началах по нескольку часов в неделю будем эту страну спасать. Такой призыв разве не обрадует этих самых буржуев? Старайтесь, ребята, сотрясайте воздух резолюциями симпозиумов, передавайте их Бушам-Путиным, они тоже посмеются над вами и вашей беспомощностью. И даже предоставят в очередной раз еще более фешенебельное помещение для ваших тусовок.

Не все выступления на симпозиуме были такими социал-демократическими. Выступала еще секретарь ЦК РКРП-РПК Н.О. Глаголева. Она единственная правильно сказала, что добиться равных возможностей в получении образования для выходцев из бедных и богатых семей возможно только с уничтожением богатства и бедности, а это сделать может только социализм. И если вы боитесь этого слова, то замените его хотя бы словом "общественный прогресс", и тогда вы будете ближе к интересам трудящихся. Конечно же, выступление Натальи Олеговны было вежливо поглощено снисходительной улыбкой аудитории.

Такова наша "левая" интеллигенция, она сплошь заражена социал-демократизмом, если не буржуазным национализмом. Как мало интеллигентов-коммунистов! И тем не менее нам надо, пусть немногочисленными силами, чаще публично собираться и проводить свои форумы и симпозиумы. Не для резолюций начальству, а для просвещения трудящихся.

В.Е. Баранов,
кандидат наук,
первый секретарь Псковского обкома РКРП-РПК

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".