РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 233 >> История
 

М. Сабинина
В блокадном Ленинграде музы не молчали

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?1234



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Одна из ярких глав в бессмертной летописи блокадного Ленинграда написана его художниками. И открыта она уже была вечером 22 июня 1941 года, когда собрались все члены творческого Союза в своем доме на улице Герцена, 38. Ночь напролет обсуждали, какой должна быть их работа в новой, неизвестной еще обстановке войны. А утром с председателем Ленинградского союза художников М.Г.Манизером и его заместителем В.В.Серовым во главе представители художественной интеллигенции поехали в горком партии представлять свой план. Главная задача - все внимание сосредоточить на наглядной агитации: плакаты, листы "Боевого карандаша", маленькие открытки-агитки. Не только для ленинградцев, но и для разбрасывания в тылу врага. Еще никто не представлял, что ждет город, но уже на третий день войны появился плакат В.Серова "Били, бьем и будем бить!" Это было начало практической работы, продолжавшейся все 900 дней блокады.

Многие художники, как и студенты старших курсов Академии художеств, сразу же ушли на фронт, и большинство из них не вернулись. Но многим отказали в призыве - они должны были трудиться на военное "сегодня" в блокадном Ленинграде. Плакат, лозунг, лубок, открытка, панно для улиц. Искусство звало в бой, помогало побеждать врага. Художники оформляли призывные пункты, маскировали объекты, помогали эвакуировать Эрмитаж и Русский музей. Они же дежурили на крышах и шли на лесозаготовки. Сегодня, в мирные дни, трудно представить, как в осажденном городе, в темноте и голоде люди могли создавать поистине исторические произведения. В блокаду умерли более 80 художников. Среди них такие таланты, как А.А.Андреев, И.А.Билибин, А.Н. Савинов, Н.А.Тырса (основатель "Боевого карандаша"). П.А.Шиллинговский умер 5 апреля 1942 года, не закончив цикл гравюр "Осажденный город"; студент Виноградов умер во время защиты своей дипломной работы. К декабрю 1941 года большинство художников перешли на казарменное положение и жили в Союзе художников. Одна буржуйка на всех, несколько столов с коптилками. Но творческое общение помогало одолеть и голод, и холод.

В первые же месяцы войны выпущено много выразительных плакатов: "Смерть фашизму" В.Серова, "Наше дело правое, Победа будет за нами!" В.Лебедева, "Бей крепче, сынок!" И.Серебряного, "Молодежь, к оружию!" А.Казанцева, "Н-да, Адольф, что-то у тебя тут не получается" А.Любимова. Скульпторы создали выразительные плакаты-барельефы и установили их на Невском проспекте. Невероятная энергия Владимира Александровича Серова, возглавившего Ленинградский союз художников и, как многие художники, в блокадные дни вступившего в Коммунистическую партию, заряжала бодростью и оптимизмом более слабых. Он создал не только множество плакатов и портретов героев войны, но и ухитрился при свете коптилки, когда стыли и руки, и краски в тюбиках, писать картины. То же можно сказать и о И.Серебряном, чьи картины и плакаты того времени вошли в золотой фонд советского искусства. А на улицах города люди встречали закутанного в немыслимые одежды художника В.Пакулина; он писал блокадный Ленинград. Из партизанских отрядов привозили портреты и зарисовки.

В декабре 1941-го созрела мысль накопившийся материал показать на выставке. Казалось совершенно невозможным осуществить замысел. Не было сил даже подняться на лестницу, чтобы развесить работы. Но 2 января 1942 года выставка открылась. Сначала для самих художников, а потом стали приходить люди, до 18 человек в день, и это в самую жестокую блокадную пору! В зале царил холод, но было чисто, а на полу даже положили дорожки. На открытие собралось около 50 художников - все заросшие, немытые, исхудавшие и укутанные во что пришлось. Но речь В.Серова была горячей и полной энтузиазма. Вспомнили не доживших товарищей и решили за них продолжить их дело. Афиши расклеили по всему городу: на фоне голубого неба шпиль Адмиралтейства, ствол зенитки и зеленая ветка. Выпустили каталог, первый за время войны. И книгу отзывов завели; записи в ней потрясали.

На этой первой блокадной выставке экспонировалось 70 работ, в основном, этюды, эскизы, зарисовки. Только В.Серов представил трехметровое законченное полотно "Балтийцы". Скульпторы Суцковер и Хлестова, муж и жена, выполнили небольшую скульптуру "За Родину". Они понимали, что недолго им осталось жить, но не могли остаться в стороне от блокадного вернисажа. Жена умерла в день открытия выставки, муж - через несколько дней. Так случилось не только с ними. В марте 1942 года на выставке представлено уже 126 работ, в мае - более 300. Потрясала своей правдивостью и трагизмом "Ленинградская летопись" А.Ф.Пахомова. Союз получил предложение показать эту выставку в Москве, в музее А.С. Пушкина. Переправили ее самолетами и открыли 4 октября 1942 года. Впечатление было огромное.

18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда.Поздно ночью, выступая по радио, художники Серов, Серебряный, Казанцев дали обещание ко дню 25-й годовщины Красной Армии написать большую картину - панно "Прорыв блокады". Обещание они выполнили, и 23 февраля в Доме Красной Армии висело огромное панно "18 января 1943 года", написанное в рекордно короткий срок, за один месяц. А 27 января 1944 года в Ленинграде гремел салют в честь полного освобождения от блокады, и почти каждый из оставшихся в живых художников запечатлел этот момент.

Казалось бы, война противопоказана искусству. Но жизнь блокадного Ленинграда доказала обратное.

М. Сабинина,
искусствовед, участник Великой Отечественной войны
Ленинград

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".