РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 228 >> Теория
 

В. Захаров
Экономика, которую мы потеряли

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?1143



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

"Кадры решают все!"

И.Сталин

Коротко и ясно. Что делалось для реализации этой цели? Меры по ликвидации неграмотности в стране, где перед Октябрьской революцией более 90% населения не умели ни читать, ни писать. Ввели сначала обязательное 4-летнее, затем 7-летнее и, наконец, 10-летнее образование. Ввели вечерние школы, специальные факультеты в институтах для рабочей молодежи. Государственные стипендии студентам обеспечивали им возможность проживания в период обучения. Советское правительство сталинского периода понимало, что основной производительной силой является человек и чем он грамотнее, тем производительнее его труд.

Поэтому структура общественной власти в СССР сталинского периода давала огромные преимущества перед всеми прочими за счет отбора талантов из всего народа и их качественно более высокого использования. Суть отбора - дал согласие на руководящий пост, значит, неси реальную ответственность за провал дела, на которое тебя поставили. Наказание жесткое, и прохиндеи не торопились лезть в руководство. Не случайно же, что граждане, отсидевшие в лагерях много лет, как правило, не осуждают тов. Сталина. Им предложили выбор, и они сами его сделали. Не получилось - жаловаться не на кого. Нынешние обличители репрессий все кричат, что сидели, мол, люди ни за что. Но ведь сейчас можно ознакомиться с любым судебным делом, если его не уничтожили по указанию Хрущева. Говорить надо конкретно, за что сидел тот или иной и что стало с теми, кто, возможно, безответственно отнесся к вынесению приговора. Пора перестать болтать о репрессиях вообще, а провести их научный анализ. Но для нынешнего режима это невыгодно. Хотя, что репрессии были необходимы, кажется, сейчас никто не возражает. Это последовало после судебных разбирательств "шахтинского дела", "дела Промпартии", "дела Бухарина", "дела Тухачевского" и других. Стенографические судебные отчеты по данным делам прежде открыто хранились в библиотеках. И сейчас, думаю, их можно получить при желании.

Основной принцип хозяйственной деятельности Советского государства того периода - бытие определяет сознание. Закон стоимости носит вспомогательный характер и используется для сравнения результатов труда. Главный показатель для экономики - удовлетворение культурных и материальных потребностей граждан. Оплата за конечные результаты труда. Основа роста материального благосостояния - снижение цен на товары и продукты по мере создания необходимых их запасов, а не рост зарплаты. Ежегодно, к маю и ноябрю, снижались цены на потребительские товары. Таким образом, повышался уровень удовлетворения потребностей. Не зарплата повышалась, а снижались цены. Чувствуете принципиальную разницу?

Фонд заработной платы коллективам увеличивался централизованно, в соотношении 1 к 10. При росте производительности труда на 10% фонд зарплаты возрастал на 1%. Основным критерием при оценке работы коллектива являлось удовлетворение спроса при заданной рентабельности. Цены на одинаковые товары и продукты держали едиными для всей страны, от зоны вечной мерзлоты до субтропиков на Кавказе. Естественно, рентабельность (отношение прибыли или убытков к полным затратам на производство) была отрицательной для части коллективов. Однако в целом по стране она имела знак плюс, чего достичь в условиях капиталистического способа производства в принципе невозможно. Цель работы в Советском Союзе - все более удовлетворять спрос при одновременном росте рентабельности. Спрос - это когда есть желания и есть средства для их удовлетворения. Потребность это когда желание присутствует, а средств нет. Потребность переходила в спрос по мере снижения цен.

Экономическая политика в СССР периода его широкомасштабного развития в сталинскую эпоху обеспечивала реальные возможности для роста благосостояния граждан. Нынешняя держащаяся на частном интересе экономика и идеология российского руководства при всей ее хваленой конкуренции вписывается разве что в "Черный квадрат" Малевича.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".