РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 225 >> Зажрались!
 

Ольга ПОКРОВСКАЯ
"Честный отъем денег" страховыми компаниями

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?1092



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Два года назад вступил в СИЛУ закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО, или по простому - автогражданка). И все эти годы споры между его сторонниками и противниками не затихают - недавно к ним был привлечен даже Конституционный суд. Однако его решение не внесло серьезных изменений в расстановку сил: КС подтвердил, что автогражданка была, есть и будет.

Чем же недовольны автовладельцы?

Конечно, платить деньги вперед за ущерб, который, возможно, ты никогда никому не нанесешь, обидно. Но, с другой стороны, если все-таки по­падешь в ДТП (с кем не бывает?), то страховщик возместит затраты на ремонт автомобиля пострадавшего, а также оплатит (не дай бог, конечно!) ущерб его здоровью и жизни. Таким образом, пострадавшие перестают зависеть от платежеспособности виновника ДТП, а сам виновник не будет разорен и избежит распространенных в известных ситуациях бандитских "наездов".

На самом деле все не совсем так. Точнее, совсем не так...

Сколько стоит жизнь?

В России 99,6% всех страховых выплат по ОСАГО приходятся на возмещение вреда имуществу, и только 0,4% - на компенсацию ущерба жизни и здоровью (в Германии - 75% и 25%, соответственно). И это при том, что максимальная выплата по ОСАГО (240 тыс. руб.) возможна именно при возмещении вреда здоровью и жизни, и при том, что за прошлый год на дорогах России пострадали 250 тысяч граждан, а 33 тысячи из них погибли.

По закону об ОСАГО, и согласно ГК,. потерпевшему будет оплачен утраченный в связи с потерей здоровья заработок и расходы на лечение, лекарства, дополнительное питание, протезирование, восстановление здоровья в санатории, вынужденное обучение другой профессии и приобретение необходимых транспортных средств.

Но все это - только в случае, если пострадавший докажет, что расходы эти были необходимы и не могли быть получены бесплатно. Сумма возмещения рассчитывается на основании предъявленных справок с места работы и медучреждений, чеков, квитанций. Иначе говоря, пострадавший сперва должен платить за лечение сам (воз можно, огромные суммы), а когда-нибудь в будущем, если у него хватит терпения собрать нужные справки и квитанции, ему, может быть, возместят расходы.

Ну а если ДТП закончилось трагически - гибелью человека? Что же, в этом случае его потерянная жизнь будет оценена даже дешевле, чем поправка здоровья. Скорее всего, родственники погибшего получат только то, что потратили на похороны: 10-12 тыс. рублей. Ведь других справок о расходах им представить не удастся...

Цена независимости

Другая проблема - невозможность получить положенную страховую выплату в срок и в полном объеме. Потерпевший обязан представить свой автомобиль для "независимой" экспертизы, которая определит размер ущерба. Казалось бы, никаких проблем - в одном только Петербурге несколько десятков экспертных организаций, прошедших профессиональную аттестацию и внесенных в государственный реестр.

Но если кто-то думает, что может самостоятельно выбрать экспертную организацию, то он сильно ошибается! Экспертиза проводится по правилам, утвержденным правительством. А в правилах этих однозначно указано, что эксперта выбирает страховая компания. К чему это ведет - нетрудно догадаться.

Лично мне не приходилось слышать, чтобы кому-то удалось получить страховку, превышающую реальную стоимость ремонта. Наоборот - сколько угодно (включая мой собственный опыт). Заметим: в прошлом году "Росстрахнадзор" получил 11 тысяч жалоб по ОСАГО, значительная часть из них - на затягивание сроков экспертизы и неправомерно низкую оценку ущерба.

Скрытые резервы

Также из средств автовладельцев образуются резерв компенсаций и резерв гарантий. С каждого рубля, который мы платим за ОСАГО, 1 копейка уходит в резерв гарантий, и еще две - в резерв компенсаций. Нетрудно подсчитать, что ежегодный взнос каждого добропорядочного автовладельца в эти резервы составляет около 120 рублей. А в целом за два года туда "накапало", по самым скромным расчетам, 3 млрд рублей. Сколько выплачено компенсаций - не знает никто, кроме самих руководителей РСА и, возможно, чиновников правительства. Скорее всего, ничего. Во всяком случае на мой прямой вопрос, заданный президенту РСА Андрею Кигиму, ответа я не получила. Тем временем три миллиарда рублей остаются у РСА, обычной по меркам российского законодательства общественной организации. Граждане России, и не помышлявшие в нее вступать, фактически платят ей членские взносы.

А закон позволяет РСА инвестировать свободные средства по собственному усмотрению. Дух захватывает, когда подумаешь о возможностях, которые открывает такая работа: от финансирования избранных бизнес-структур до кредитования избранных госчиновников.

Ольга Покровская, юрист

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".