РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 221 >> Общество
 

Юрий СТЕРНИК
Мы обойдемся без ТСЖ
Спрашиваете, почему?

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?1018



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

От редакции:

Мы начинаем публикацию серии материалов, посвященных проблеме товариществ собственников жилья (ТСЖ). Одним рецептом на все случаи жизни здесь не обойдешься, а разбираться в мелочах нужно. Поэтому мы еще вернемся к этой теме в наших следующих номерах.

Мы - это жители микрорайона, расположенного на правом берегу Невы. Многим наше решение покажется нелогичным - ведь у нас и актив сложился, и опыт решения разнообразных домовых проблем есть, и уже отвыкли ждать бюджетного финансирования на ремонт или, скажем, благоустройство. Да и жилищное законодательство для нас не тайна за семью печатями. И все же мы решили не создавать ТСЖ.

Решение наше выстрадано и обусловлено как раз изучением нового Жилищного Кодекса.

Каждый многоквартирный дом, в котором создается ТСЖ - это объект недвижимости, который должен быть соответствующим образом зарегистрирован. Ведь в конце концов должны же собственники знать, чем именно им предстоит распоряжаться и управлять после создания ТСЖ.

Из текста кодекса следует, что кроме непосредственно жилых помещений в объект недвижимости включаются помещения общего пользования (подвалы, чердаки, лестничные клетки и т.д.) и придомовой земельный участок. В устаревшем ныне федеральном законе весь этот комплекс именовался кондоминиумом. Сегодня это понятие напрочь исчезло из ЖК. А структура, которая как велит закон, должна отвечать за судьбу своего дома, именуется ТСЖ - товарищество собственников жилья. Жилья, а не всех помещений. Из этого мы сделали вывод, что нам не дозволяется управлять чем-то, кроме квадратных метров своих квартир. Ни подвалом, который можно было бы сдать в аренду и получить средства на необходимый ремонт. Ни двором, который мы имели бы право защищать от уплотнительной застройки или оборудования в нем автостоянки.

Вполне возможно, что здесь дело не в злой воле законодателя, а в недомыслии: имели ввиду все помещения, а в законе упомянули лишь о жилых. А это в свою очередь может означать, что "неправильные" ТСЖ будут переименованы в "правильные" ТСП (товарищества собственников помещений) с соответствующей перерегистрацией. Это мы уже проходили, когда государство учинило фарс с переименованием ТОО в ООО, АООТ в ОАО, АОЗТ в ЗАО и т.д. Процедура бессмысленная, зато принесшая чиновничьему братству значительные барыши. Ведь переоформление стоило денег!

Усмотрели мы в этой "ошибке" и еще одну опасность для себя. Пункт 2 статьи 138 нового ЖК гласит, что ТСЖ должно "заключать договоры на содержание и ремонт общего имущества дома с собственниками помещений, не являющихся членами ТСЖ". Однако, в кодексе нет ни слова о том, каким образом ТСЖ должно поступить, если вышеозначенный собственник (будь то частная фирма со своим магазинчиком на первом этаже или КУГИ, распоряжающееся "куском" почти любого дома) от подобного договора откажется. Вот и получается, что на ТСЖ возложены все финансовые обязательства.

Вызывают опасения и многие другие статьи нового кодекса. Статья 158 возлагает на членов ТСЖ обязательство "участвовать в расходах на содержание имущества в многоквартирном доме... путем внесения платы за содержание ЖИЛОГО помещения". Остается неясным, кто несет аналогичные обязательства в отношении жилых помещений дома.

Подобными неясностями ЖК переполнен. Но самый большой вопрос все же - пределы собственности ТСЖ. Первый пункт 36-й статьи кодекса гласит, что в объект недвижимости, подлежащей регистрации, входит земельный участок, "...на котором расположен дом с элементами озеленения и благоустройства". Кто и каким образом будет этот участок определять тоже неясно.

Правда, правительство Санкт-Петербурга еще в 2003 году издало распоряжение, в котором отчасти прописало порядок межевания городской земли. Но... в этом распоряжении со всеми изменениями, которые вносились в него в последующие годы, так и не сказано, какую территорию город готов закрепить за каждым конкретным домом, по каким правилам определяется земельная площадь, как ТСЖ участвует в определении его земельного надела.

Похоже, что все эти вещи крайне важные при создании ТСЖ, чиновники оставили в своем ведении. И это обстоятельство, конечно, оптимизма нам не прибавляет.

Пункт ЖК, вызывающие сомнение, можно приводить еще долго. Но есть то, что в конечном счете и привело нас к решению воздержаться от создания ТСЖ. Процедура регистрации ТСЖ связана с оформлением изрядного количества бумаг. К примеру, паспорта дома. Каждая бумажка из этого перечня стоит денег: схема коммуникаций, план дворовой территории и т.д. и т.п. Многие (если не все) подобные документы должны содержаться в жилищной конторе, которая обслуживает наш дом сейчас. Но эти бумаги не в счет. Мы должны оформлять их заново за свой счет. При этом пока непонятно, кто именно будет этим оформлением заниматься. Нам известно, что в ряде районов органами местного самоуправления уже создаются фирмочки, готовые взять на себя этот труд. Труд и... заработок.

Как же не хочется кормить ребят, жаждущих заработать на провалах нового законодательства!

На этой ноте мы, команда жителей одного из охтинских микрорайонов, и остановились. Мы не будем создавать ТСЖ. Мы знаем, что ЖК настаивает на этом. В частности, грозит: если сами собственники квартир не создадут ТСЖ в течении года, то это самое ТСЖ должны будут создать городские власти.

И на здоровье!

Уважаемые городские власти, сами за свой счет оформляйте все документы и регистрируйте что хотите. А мы еще поглядим, как у вас это получится, если по нашим стопам пойдут жители сотен и тысяч других домов.

Юрий Стерник, "Санкт-Петербургские Ведомости"

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".